Сообщить новость
Погода

Яндекс.Погода


Гороскоп
Выберите Ваш знак зодиака:

Главная / Новости / Авторское / СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ГАРАНТИЮ? Борис Фабрикант

СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ГАРАНТИЮ? Борис Фабрикант

03.09.2019

СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЗА ГАРАНТИЮ? Борис Фабрикант

Продавец в магазине говорит покупателю: на холодильник мы даём гарантийный срок  один год, а если вы доплатите 800 рублей, мы продлим гарантию ещё на год. Вопрос: платить или не платить?

Сначала определимся с понятием «гарантийный срок» (англ. warranty period). По идее это период времени, в течение которого изготовитель (продавец) ручается за нормальное функционирование товара при условии его надлежащего использования и хранения. А на практике понятие почему-то поставили с ног на голову. Гарантийный срок понимается как время, когда при обнаружении недостатков в товаре продавец обязан удовлетворить по выбору потребителя следующие требования:

- безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление  потребителем или третьим лицом;        

- соразмерно уменьшить покупную цену;

- заменить покупку товаром аналогичной марки (модели, артикула);

- заменить на такой же товар другой марки (модели артикула) с перерасчётом покупной цены;

- принять от потребителя некачественный товар и вернуть уплаченные за него деньги.

К сожалению, в Законе РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) нет чёткого указания на обязанность изготовителя или продавца устанавливать гарантийный срок. Статья 5 предусматривает право (но не обязанность) изготовителя устанавливать гарантийный срок на товар. Но большинство изготовителей бытовой техники, тем более такой сложной, как холодильники, прекрасно понимают, насколько важна для покупателя продолжительность гарантийного срока. И на конкурентов приходится оглядываться. Поэтому, как правило,   устанавливают этот срок не меньше 2-3 лет.

Сейчас Законом предоставлено право продавцу принимать на себя дополнительные обязательства. В отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Но в данном случае речь идёт скорее всего не об установлении гарантийного срока, а о сервисном обслуживании товара (обычно это ремонт). В течение времени, оплаченного потребителем по договору с продавцом. Но эту хитрость (замена одного понятия другим) покупатель осознаёт позднее. Предлагать такую услугу магазин вправе. А обусловливать покупку товара обязательной покупкой гарантии (то бишь сервисного обслуживания) – нет. Печальной памяти торговлю с «нагрузкой» запрещает статья  16 Закона. Знайте ещё, что по его статье 5 продавец может установить собственную гарантию лишь при отсутствии таковой изготовителя товара.

Если продавец в высшей степени наглый, он свои условия навязывает даже при установленном изготовителем 2-3-летнем гарантийном сроке. Стоит ли покупать то, что у вас уже фактически и по закону есть? Понятно, что ответ отрицательный. И надо быть большим лохом, чтобы ответить согласием ушлому бизнесмену. Не забывайте, что по той же статье 16  считаются недействительными условия договора – те, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

 Не хочет магазин продавать товар без своей гарантии? Тогда идите в другой. А с обидчиком можно свести счёты с помощью прокуратуры или суда. Или поведать об его «подвигах» в Роспотребнадзор и в СМИ. Но будьте доказательны. И осторожны на поворотах. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» – не мною сказано. Можно, чего доброго, предстать перед судом в качестве ответчика по делу об унижении чести, достоинства или деловой репутации продавца (статья 152 Гражданского кодекса РФ).  Подсудимым по обвинению в клевете – вряд ли: наличие состава такого правонарушения очень трудно доказать.

И всё же лучше говорить или писать не категорично, а в эзоповской манере: я думаю, мне кажется, я полагаю и т.п. Выражение и распространение своего мнения – ваше конституционное (статья 29) право, а потому наказание здесь не предусмотрено.

Суммируются ли гарантийные сроки изготовителя и продавца? По ныне действующей редакции Закона – нет. А вот продление гарантийного срока предусмотрено. К примеру, на то время, когда товар был в ремонте. Или с учётом сезонных сроков, установленных субъектами Российской Федерации. В Свердловской  области они таковы: началом зимы считается 1 ноября, весны – 1 апреля, лета – 1 июня, осени – 1 сентября. Иначе говоря, если вы купили зимнюю обувь летом, гарантийный срок на неё начинает течь с 1 ноября.

А если потребитель не может пользоваться товаром? Скажем, в доставленном мебельном гарнитуре не хватает дверей и полок. Или посудомоечная машина нуждается в специальных установке и подключении, а мастеров из магазина всё нет и нет. Тогда срок гарантии приостанавливается до момента устранения всех недостатков продавцом.

Есть и другие нюансы. Если товар приобретён по почте или по образцам, гарантийный срок начинает действовать с момента (дня) доставки товара потребителю. Помните и другое: гарантийный срок – это срок для выявления недостатков в товаре, а не срок для предъявления требований по поводу его недостатков. К срокам предъявления требований должны применяться правила об исковой давности – три года с момента обнаружения недостатков.

Борис Фабрикант

Назад


                                                                                                      Всего просмотров этой страницы: 358. Сегодня: 2

Смотрите также

Комментарии посетителей

Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!

 

Оставьте свой комментарий:


ФИО:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите код c картинки: