Сообщить новость
Погода

Яндекс.Погода


Гороскоп
Выберите Ваш знак зодиака:

Главная / Новости / Общество / Как сысертчанин присоединил к Российской Империи целый архипелаг

Как сысертчанин присоединил к Российской Империи целый архипелаг

21.07.2014

Как сысертчанин присоединил к Российской Империи целый архипелаг

 

    Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

       Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

    «После поражения русской эскадры в Цусимском бою правительство поняло, огромное значение Северного морского пути, о чем не раз говорили передовые люди русского флота.»  Еще в январе 1897г. в своей памятной записке управляющему Морским ведомством Тыртову адмирал Макаров указывал, что постоянное содержание большого ледокола в водах Северного Ледовитого океана «может иметь и стратегическое значение, дав возможность нам при нужде передвинуть флот в Тихий океан, кратчайшим путем».

   Поражение в войне с Японией заставило правительство обратить свой взор на Северный морской путь. Комиссия, созданная в 1906 году, отметила, что плавание вдоль северных берегов Сибири осуществимо, но предварительно необходимо сделать описание берегов и гидрографические работы на трассе, составить карты и лоции. Для этой цели в Петрограде построили два ледокольных транспорта – «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 т каждый и мощностью.

        Корабли были спущены на воду в 1909г. и зачислены в состав русского военного флота.  Экипажи укомплектовали военными моряками, в большинстве своем добровольцами, имевшими многолетний опыт службы. Командир и четыре офицера каждого судна должны были вести и научные наблюдения – они имели гидрографическую подготовку. Врачи выполняли обязанности и биологов-натуралистов. Возглавил экспедицию видный гидрограф генерал-майор  И.С.Сергеев. В октябре 1909 г. корабли вышли в поход и в июле следующего года прибыли во Владивосток. Сразу же начались исследовательские работы. Базой экспедиции, организованной в1910г. Главным гидрографическим управлением морского министерства, был избран Владивосток. 

     С 17 августа 1910г. по 12 ноября 1913г. экспедиция производила съемку берегов и островов в Северном Ледовитом океане, ежегодно возвращаясь на свою базу во Владивосток. 

          При исследовании арктических вод на пароходах «Таймыр» и «Вайгач», обнаружено несколько небольших островов и совершено последнее крупное географическое открытие  на планете – 3 сентября (нов. ст.) 1913г. открыли неведомую до тех пор землю. Ранним утром 21 августа (3 сентября) 1913 г. на 78°24' северной широты, 106°22' восточной долготы вахтенные офицеры на двух судах почти одновременно внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля». Ледоколы, сколько позволял лёд, прошли вдоль берега земли, видимая её часть была нанесена на карту.

  22 августа (4 сентября) 1913 г. на мысе Берга (80°с.ш.) был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг — открытая земля официально была присоединена к России. В приказе начальника экспедиции капитана II ранга Б.А. Вилькицкого (№ 25 от 22.08.1913) об этом говорится: "При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти (после работ) на запад в поисках Великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто не думал.

  Об этом событии начальник экспедиции капитан 2 ранга Борис Андреевич Вилькицкий так телеграфировал в Петербург: «…22 августа остановились в широте 80°04', долготе 97°12'. Я объявил присоединение открытой земли к владениям Его Императорского Величества, и одновременно был поднят русский национальный флаг».  По прибытии в Петербург по его же предложению открытой земле было дано официальное наименование – Земля Императора Николая II.  А острова получили названия «остров Цесаревича Алексея» и «остров Старокадомского». (В январе 1926 года Советское правительство Постановлением ВЦИК переименовало «остров Земля Николая II» в «остров Северная Земля», а «остров Цесаревича Алексея» - в остров «малый Таймыр».)

      Сегодня видно, что такое название открытой земли было дано не случайно. В год открытия – 1913- отмечался 300-летний юбилей династии Романовых, и что западнее «маячила» Земля чуждого Арктике австро-венгерского императора Франца-Иосифа, и что Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была создана царским повелением, это название ясно указывало на принадлежность открытой земли России.  

      В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска.С выходом в навигацию 1913 года в море тяжело заболел начальник экспедиции И.С. Сергеев. После его отправки на транспорте во Владивосток исполняющим обязанности начальника экспедиции был назначен командир "Таймыра" Б.А. Вилькицкий.Под его командованием корабли довольно свободно достигли мыса Челюскина.  Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами…Затем, обходя плотные льды, повернули на север. Исчерпав все возможности пробиться через лед в Карское море, суда повернули на восток и, после захода на Аляску для заправки топливом, возвратились во Владивосток. 

     24 июня 1914г. корабли вышли в навигацию по Северному морскому пути с целью пробиться к Архангельску. 5 сентября 1914г. корабли затерло льдами, и они зимовали во льдах, в районе мыса Челюскина до 26 июля 1915г. Запас провизии не был рассчитан на зимовку, и часть людей отправились по льдам на поиски поселений на побережье. Несколько человек погибло от недостатка провизии и цинги. Добравшиеся до с. Гольчихи и там зимовали. Когда тронулись льды, корабли вырвались из плена, забрали с берега людей. И 3 (16 н.с.) сентября 1915г., впервые в мире совершив сквозной проход через Ледовитый океан, русские ледоколы прибыли в Архангельск. В составе экспедиции было 66 человек, среди которых был и наш земляк Павел Александрович Клюсов. Он проходил службу на ледоколе «Вайгач».

      Павел Александрович родился в 1890 г. в Сысерти и жил по ул. Тимирязева дом № 35.(старое название улицы Зимовка). Был призван на военную службу, служил моряком на эскадренном броненосце «Пересвет». (На броненосце в периоды с 1900г по 1904г. (до гибели корабля 27.11.1904г.) служили и три брата Черкасовы: Анатолий, Василий и Петр  – праправнуки Алексея Федоровича Турчанинова. С 9 июля 1917г. по 15 июля 1918г. капитан 1-го ранга Василий Нилович Черкасов занимал должность помощника начальника по технической части оперативного главнокомандующего  г.Архангельска и Беломорского водного района (после октября 1917г. Р.К.К.Ф.), а 1920-1923 гг.  - руководил морскими путями сообщения на Белом море и Северном Ледовитом океане.

   С 1908 года П.А. Клюсов служил  на Дальнем Востоке. В 1909г. добровольцем записан на ледокол «Вайгач». 

    В 1918г. Павел Александрович, совершенно больной вернулся со службы в Сысерть, затем переехал жить в Екатеринбург, где и умер в 1925 году. В этой экспедиции по данным нашего краеведа В.М.Колегова участвовали еще двое жителей Сысерти - Митрофанов и Колегов, но о них пока, к сожалению, никаких данных нет. В списке матросов «Таймыра» действительно числится Коллегов без указания инициалов.

     Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки. 

         Результаты экспедиции – открытие, описание и присоединение к Империи целого архипелага – произвели сенсацию. На карте мира появилось множество новых русских топонимов: Земля Императора Николая II, пролив и остров Цесаревича Алексея, острова Генерала Вилькицкого, Новопашенного, Старокадомского, Дежнева, мысы Жохова, Новопашенного, Неупокоева, Воллосовича, Анучина, Арнгольда, Визе, Давыдова, Евгенова, залив Юргенса, бухта Марии Прончищевой.
    Приказом по Морскому ведомству № 510 от 22 ноября 1915 г. был утвержден Почетный знак "В ознаменование плавания и трудов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана по исследованию Великого Северного пути. 1913-1915 гг." Почетный знак вручен всем участникам плавания, а также морскому министру адмиралу И.К.Григоровичу, помощнику морского министра вице-адмиралу П.Н.Муравьеву, начальнику Главного гидрографического управления генерал-лейтенанту М.Е.Жданко, бывшему начальнику экспедиции генерал-майору И.С.Сергееву, а также бывшим командирам «Таймыра» и «Вайгача» капитанам 1 ранга А.В.Колчаку и Ф.А.Матиссену, причем за казенный счет были изготовлены знаки, только для нижних чинов. Все классные чины заказывали знак за свой счет. Весь личный состав был награжден орденами, медалями и памятными знаками. Б.А. Вилькицкий удостоился Большой Золотой медали Русского Географического общества.

     В 2013 году по инициативе и финансовой поддержке Региональной общественной организации «Полярный конвой» издательством «ГеоГраф» была подготовлена и выпущена в свет книга о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) – «Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах», издание которой было приурочено к 100-летию открытия этой экспедицией Земли Императора Николая II (ныне - архипелага Северная Земля). 

Подборка научного сотрудника Сысертского краеведческого музея Макаровой О.Ю.

Литература:

1.   История освоения Арктики. Справка » RB.ru rb.ru›inform/147567.html

2.   П.Веселов Полярная судьба Вилькицкого журнал «Вокруг света» № 12 1985г. стр.44

3.   В.М.Колегов Героическая эпопея нашего земляка. Газета «Маяк» от 11.10.1969г.

4.   ...экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1910-1915 гг.! hydronews.spb.ru›publ/6-1-0-11

5.   Morskoy-SPb  morskoy-spb.ru›index.php?option…sitemap=1&Itemid…

      6. Forum FALERISTIKA.info • Просмотр темы - Знак "Таймыр Вайгач...

           forum.faleristika.infoviewtopic.php…

     7.    ...Экспедиции Северного Ледовитого океана 1910-1915 гг. geographhouse.livejournal.com›25216.html)

     8.    Факты о России : Блоги : Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач».... rufact.org

           …2012/sep/4…ledokolah-tajmyir…vajgach

    9.   Полярный архив. Том 1. Труды Морской арктической комплексной экспедиции (МА-КЭ). – М., 

          2003. Сс.49-57 С.В. Долгова. Б.А. Вилькицкий и результаты Гидрографической Экспедиции 

          Северного Ледовитого Океана.

   10.  Полярная Почта • Просмотр темы - 1910-1915: Гидрографическая ...

 

         www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=739

Назад


                                                                                                      Всего просмотров этой страницы: 575. Сегодня: 2

Смотрите также

Комментарии посетителей

Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!

 

Оставьте свой комментарий:


ФИО:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите код c картинки: