Сообщить новость
Погода

Яндекс.Погода


Гороскоп
Выберите Ваш знак зодиака:

Главная / Новости / Культура

Скульпторы, художники, архитекторы

21.03.2016

 Скульпторы, художники, архитекторы

В декабре 2015 года Методический центр по художественному образованию опубликовал областной рейтинг детских школ искусств. Всего в списке 165 учреждений. Сысертская художественная школа входит в десятку лучших и занимает в рейтинге девятое место. Ко дню работника культуры, отмечаемому 25 марта, мы встретились с директором школы и поговорили с педагогами.

Три часа дня. В художественной школе полная тишина. Но двери открыты, а гардероб полон вещей. Заполнены и классы: юные художники – от малышей до выпускников – работают, склонившись над столами и мольбертами. Александр Белоносов, директор школы с 1996 года, искренне удивляется, когда говорю ему, что ни разу здесь не была, и сразу же ведет на экскурсию. В этом году он получил губернаторскую премию «За лучшую педагогическую работу года», а ученик школы Антон Раев стал лауреатом в номинации «Юные дарования».

– Мне нравится учить детей. Они меня тут, конечно, побаиваются, особенно те, кто помладше, смеется Александр Сергеевич. – А потом вырастают до 17-18 лет, поступят в вузы и приходят с тортиком зимой ко мне на день рождения. Беседуем. Рассказывают, куда поступили, где работают, как у них дела в Архитектурной академии, РГППУ, УПИ или в училище. Мы их здесь всесторонне развиваем. Не зацикливаемся, например, только на живописи. Потому что без скульптуры и композиции, без знания анатомии, без черчения и истории искусств – это не живопись.

В школе десять педагогов. Юлия Комлева ведет историю искусств. По программе этому предмету отводится всего полтора часа в неделю, поэтому дается только самое необходимое – биографии художников, этапы их творчества. Иногда ученики подходят после урока и просят рассказать еще.

– Лучше всего дети запоминают, когда рассказываешь что-нибудь смешное, связанное с биографией художника, – говорит Юлия Борисовна. – Если им понравится, то у них в голове эта информация останется и в нужный момент всплывет. Точно так же на запоминание картин: ассоциативно или по деталям. Чтобы придя в музей, дети сразу узнавали художников.

О музеях и произведениях искусства мы поговорили с еще одним педагогом – Григорием Николаевичем Летеминым. Он учит детей рисовать, а в свободное время пишет собственные картины. Несколько из них мы увидели прямо в школьном музее, где выставлены не только работы учеников и выпускников, но есть зал и с произведениями учителей. Самая трогательная картина Григория Николаевича называется «Прости нас, Дмитрий Палыч»: мгновенно узнаваемый гоголевский Башмачкин бредет по заснеженной улице, а улица эта – сысертская прицерковная площадь.    

– Григорий Николаевич, как можно отличить серьезную работу от студенческой?

– Бывает, что и студенческие хорошие. У меня сын училище Шадра закончил, я ездил к нему, когда он учился на втором курсе. Смотрел их работы – задания по композиции. Там были очень неплохие. Просто этюды могут быть менее проработаны – наскоро сделанные за одно занятие, на одном дыхании. Иногда наоборот к этому стремятся, чтобы работа свежая была, легкая, незамученная. А картина все равно как-то вынашивается: возникает замысел, потом работаешь, собираешь материал, рисуешь.

– А хорошую картину от плохой как отличить?

– Мы в школе делаем акцент на грамотность, на правильность исполнения. Чтобы работа согласно всех правил была сделана. Ведь правила изобразительного искусства объективны как законы природы. Плюс натренированность и насмотренность помогают. Надо бывать на выставках. В Екатеринбурге замечательный Музей изобразительного искусства на плотинке, там действительно корифеи – и Левитан, и Айвазовский, и Репин есть. Когда свое восприятие на этих образцах оттачиваешь, то уже на низкопробные работы не клюнешь. Чтобы отличить плохое, надо знать хорошее.

– Похоже на то, что говорил режиссер Квентин Тарантино: «Я не ходил в киношколу, я ходил в кино».

– Может быть и так, может быть… В рисунке хорошая вещь не должна выглядеть как сделанная, она должна выглядеть как увиденная, как будет все на самом деле так было.

– А что это значит?

– Ну, вот мы смотрим на картину, допустим, «Иван Грозный и сын его Иван». Репин же не видел эту ситуацию, его тогда не было. Но нам кажется, как будто все в точности так и происходило, а все потому, что выглядит работа совершенно естественно.

– Недавно слышала фразу «хороший сценарий – это 99% упорства и 1% таланта». А какие составляющие в живописи?

– Предрасположенность, желание и труд. Бывает, что художниками становятся в молодости или годам к тридцати. Как Федор Васильев, например. Он в 23 года уже умер. Но как художник успел состояться, написал замечательные пейзажи. Они нарасхват шли. Но это исключение. В целом художниками в более позднем возрасте становятся: от сорока лет и дальше.

Экскурсия по школе заканчивается, за это время уже несколько раз звенел звонок: прошел урок, перемена, еще один урок. Уже дома, спустя несколько часов после разговора, раздается звонок:

– Я все думаю над вашим вопросом про хорошие и плохие картины. Главное то, какой эмоциональный отклик она вызывает. Наверное, так.

Сабрина Карабаева. 

Назад

Смотрите также

Комментарии посетителей

Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!

 

Оставьте свой комментарий:


ФИО:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите код c картинки: