Сообщить новость
Погода

Яндекс.Погода


Гороскоп
Выберите Ваш знак зодиака:

Главная / Новости / Наши люди / Темнота, тишина, красота! Какова она – служба на подводной лодке?

Темнота, тишина, красота! Какова она – служба на подводной лодке?

26.03.2021

Темнота, тишина, красота! Какова она – служба на подводной лодке?

19 марта наша страна отмечала День подводника. Михаила Кесельмана в Сысерти знают как политика, борца за правду и справедливость, а вот то, что он служил на подводной лодке известно далеко не всем.

Мы попросили Михаила рассказать, как там, на подводной лодке правда ли, что с нее никуда не денешься?
В 1986 году Михаила призвали в армию. Служить на флоте он хотел, но и мечтать не смел, что его возьмут в экипаж подводной лодки. Сначала он буквально выпросил у начальника призывного пункта в Егоршино путевку на флот, попал в Солнечногорск Калининградской области. И там, уже на Балтийском флоте Михаил думал как попасть не на обычный корабль, а именно на подводный.

- А медкомиссию-то пройдешь? - спросили в учебке, - спросили офицеры.
- А что не пройти, я здоровый!
Но молодые парни, которые всегда считали себя здоровыми, проходили медкомиссию для службы на подводном корабле далеко не все.
- В барокамере, где проверяют, выдержит ли человек давление, сдались сразу четверо из 10, - рассказывает Михаил. – У одного пошла кровь из носа, у кого-то шумы в голове. Я прошел.
В учебке Михаил получил профессию «писарь секретного и несекретного делопроизводства», и под новый 1987 год его отправили на Северный флот.

Сначала Кесельман попал в резервный техэкипаж, и занимались там в основном тем, что мыли подводные лодки и готовили их к отплытию. Но не об этом мечтал сысертчанин. Поэтому, когда увидел, что офицер с подводной лодки несет пишущую машинку, подошел и спросил: «Что случилось? Я могу отремонтировать».

С этого момента его перевели во второй состав корабля, но это был уже плавсостав.
- Здесь началось самое интересное, - рассказывает Михаил. – Перед первым выходом в море я за трое суток спал несколько часов. Мы печатали приказы и планы учений. А тогдв компьютеров не было, ошибку не исправишь. Что-то не так – и перепечатывай! Поэтому, когда стульчик, который на флоте называют "банкой" начал отъезжать от стола, я сначала подумал, что у меня крыша едет от недосыпа. Но слышу команду: "Вышли в Молотовский залив, штром 3 балла". А-аа! Так мы уже в море!

Тогда на корабле было 4 новобранца, и всех их посвятили в подводники. Когда корабль опускается на глубину 50 метров, то выкручивается плафон освещения, а он емкостью поллитра, набирается забортная вода, а она соленая и очень холодная – всего 4-6 градусов. И новобранец должен выпить. После этого ему вручают удостоверение моряка-подводника, дарят пирог, соки, компоты, и новобранец идет на камбуз отмечать посвящение в подводники.

Ощущается ли качка под водой? Нет, но сначала корабль всегда идет в надводном положении. Самое большое количество дней, которое Михаил провел на подводной лодке безвылазно – это 50 дней.
Чтобы мы, люди в подводных походах не бывавшие, поняли, что такое подводная лодка, можно сказать, что корабль похож на купейный вагон, но только без окон. Солнечный свет проникает на 7-10 метров вглубь воды, ниже – темнота и тишина. Только слышно как «разговаривают» касатки.

- Когда я впервые вышел на «мостик», мне даже стало немного страшно, - рассказывает Михаил. – Вокруг нескончаемое море. И сразу в голову приходят мысли: «Случись что, куда плыть?». А смысл плыть, все равно до берега не доплывешь… Интересные ощущения когда смотришь в перископ: также вокруг море, море, море… и только «дорожка» в воде от перископа, которая уходит вдаль.

После года службы Михаил получил новую специальность, уже гражданскую – автоматизация теплового процесса на атомной электростанции. Был киповцем на корабле, отвечал за дивизион движения, автоматику, кручение винта, парогенераторы.
Однажды Михаилу, да и всему экипажу, пришлось пережить второе посвящение в подводники. Все корабли, на которых служил Михаил, проекта «Антей», то есть они точно такие же как затонувшая лодка «Курск». На учениях корабль должен был погрузиться на глубину 600 метров, это рабочая глубина для лодки такого класса. Но боцман не удержал рули и корабль провалился на глубину 650 метров.
- Сначала послышалась команда – слушать трещит или не трещит корпус в отсеках. Доложили, что без проблем. И тогда капитан поздравил нас со вторым посвящением в подводники. 650 метров глубины – это серьезно.

Считается, что подводный корабль - это комфортная среда обитания. Действительно, на подводной лодке есть своя сауна, душевая, душ Шарко и бассейн 4 на 2 метра. Правда, в нем всегда была забортная холодная вода. Был маленький спортзал и даже живой уголок, где жили птички – щеглы, снегири.

Подводный экипаж, как правило, очень дружный. Случись что, ты не можешь надеяться на себя одного, только на экипаж. Командир корабля - бог на корабле. Можно на берегу с ним ругаться, но никаких пререкательств на корабле.

Михаил окончил службу мичманом в 1993 году. Проходил службу на Балтийском, Северном и Тихоокеанском флоте. Бывал на Северном полюсе. В подводной лодке, конечно, подо льдами. Видел берег Аляски, не раз попадал в серьезный шторм. В общем, службы была нелегкая, но вспоминает ее Михаил с особой теплотой. И сейчас взаимоотношения в экипаже для него – пример взаимоотношения в обществе.
Поздравляем всех подводников Сысертского округа с праздником!

Наталья ЯРИНА

Назад


                                                                                                      Всего просмотров этой страницы: 183. Сегодня: 2

Смотрите также

Комментарии посетителей

Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!

 

Оставьте свой комментарий:


ФИО:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите код c картинки: