Сергей Шайторов человек в Сысерти достаточно известный. Некоторое время он возглавлял местное отделение «Единой России», почти двадцать лет был бессменным руководителем сысертского отдела ДОСААФ.
В общем, как говорится, человек на виду. И не знал - не гадал Сергей Михайлович, что однажды придется ему держать ответ перед следователями, да ни в качестве свидетеля, а роли подозреваемого в совершении преступления. Что называется, от сумы да от тюрьмы не зарекайся…
Для того, чтобы понять суть конфликта, придется начать издалека. Появился Шайторов с семьей в Сысерти в 1994 году. Пошел работать в ДОСАФФ. В то время не было у этой организации, по словам Сергей Михайловича, ни своего учебного класса, ни автомобилей, ни мотоцикла – учебные автомобили пришлось арендовать. Сначала арендовали у населения, но владелец в любое время мог забрать свою машину, а курсант уже к ней привык, настроен был на ней сдавать экзамен. Тогда пришли к выводу, что лучше «снимать» машины у своих сотрудников. Платили им 6500 рублей в месяц. Вы бы доверили свой автомобиль неумелому курсанту за такие деньги? А вот сотрудники ДОСААФ доверяли.
- Вышестоящая организация никогда нам не помогала, - говорит Сергей Шайторов, - главное, чтобы мы вовремя и без сбоев перечисляли 8% от оборота.
Денег, чтобы купить машины, долго не было, и вот в 2006 году купили две «девятки», плюс 4 арендованных автомобиля – получалось, обучение проводилось аж на 6 машинах!
К 2013 году сысертский ДОСААФ занимал 4 место по области по финансовому обороту. Притом, что здесь не учили вождению ни на грузовых автомобилях, ни на автобусах. И тут – на тебе! ДОСААФ запретил арендовать машины.
- Я считаю, что когда ДОСААФ запретил арендовать автомобили, он включил механизм самоуничтожения, - говорит Сергей Шайторов, - но так быстро и просто машины из процесса не выведешь, ведь на них учатся люди. Поэтому в течение 6-7 месяцев мы это делали. И вывели в результате все арендованные машины. Конечно, или 6 автомобилей работают, или 2 – разница есть. Поэтому доход резко упал. Меня проверяла комиссия из головного офиса. Но что тут попишешь, если сами приняли необдуманное решение. Я пораскинул мозгами и решил уволиться. Создал свою автошколу «Мотор». Практически все сотрудники ушли за мной, особо не раздумывая. Надо сказать, что расчетные я и моя жена, которая трудилась секретарем по учебной части, не могли получить три месяца. Ждали-ждали и решили подать иск в суд. Думаю, за это ДОСААФ на нас обиделся.
3 октября 2013 года региональным отделением ДОСААФ была проведена проверка сысертского ДОСААФ, якобы обнаружившая огрехи в финансовой деятельности школы.
- Проверка выявила, что я увел из автошколы в свой карман более 4 миллионов рублей. Притом, что годовой оборот составлял 6 миллионов, - говорит Сергей Шайторов, - для того, чтобы сделать такое, я должен был не платить зарплату, коммунальные платежи, не отчислять налоги и не покупать бензин для машин. Ни меня, ни бухгалтера не пригласили, когда работала комиссия.
Тем не менее, этот акт региональным ДОСААФ был передан в полицию.
- Мне позвонил оперативник и сказал, что не видит состава преступления, - рассказывает Сергей Шайторов, - я успокоился. Но через некоторое время он опять позвонил и сообщил, что принял решение о возбуждении уголовного дела. В моих действиях якобы усматриваются признаки состава преступления «Злоупотребление служебными полномочиями» (ч. 1 ст. 201 УК РФ). Максимальное наказание по ней – лишение свободы на срок до 4 лет.
Дальше началось то, что Сергей Шайторов характеризует как «не пожелаю никому, даже самому злейшему врагу». Мало того, что допрашивали его, вызывали сотрудников… Давать показания пришлось даже курсантам.
- Однажды следователь спросила меня: «А вы не боитесь, если я ваши документы передам на экспертизу?», - продолжает Сергей Михайлович, - я сказал, что буду даже рад. И вот пришли результаты экспертизы, которая установила, что документы в порядке, все выплаты сделаны по закону. Ни рубля я не взял в свой карман. Я думал, на этом мои злоключения кончатся, но – нет. Начались обыски в квартире и на работе, снова допросы. Так продолжалось еще 4 месяца (в общей сложности следствие длилось 8 месяцев). В августе 2014 года встречаю на улице сотрудника прокуратуры, а он мне и говорит: «Здравствуйте, реабилитант вы наш!». Кто? Почему? Оказывается, дело мое прекращено, а я ни сном, ни духом… Следователь ушла в отпуск и ничего мне не сообщила…
Адвокат убедил Шайторова подать иск в суд о возмещении морального вреда и стоимости его, адвоката, услуг. Адвокат был хорошим, поэтому просил за работу 150 тысяч рублей. Ну, а моральный ущерб оценили в 100 тысяч.
- Вся эта история не прошла «даром» для моего здоровья, - рассказывает Сергей Шайторов, - я даже лежал в больнице. Поэтому и такая сумма.
Сысертский районный суд постановил выплатить моральный ущерб полностью, а за услуги адвоката возместить лишь 30%. Это истца не устроило, подали кассационную жалобу в Свердловский областной суд. Там сумму морального ущерба оставили без изменений, а за адвоката судья принял решение взыскать все 150 тысяч рублей плюс индексацию – всего 175 тысяч рублей. Сегодня на руках у Шайторова уже есть исполнительные листы. Конечно, наших читателей очень интересует – кто будет платить? Министерство финансов России. Оплата должна пройти в течение 40 дней после получения в Москве исполнительных листов.
Весь этот рассказ прямо-таки наталкивает на вопрос: а не дорого ли обходятся нам, налогоплательщикам, ошибки некоторых сотрудников правоохранительных органов? Кто-то скажет – у нас «Протоны» падают, о чем вы? Ну, а если рассмотреть эту сумму как добавку к зарплате врачу или учителю, или добросовестному и грамотному следователю или полицейскому? Немало, правда?
- Я очень жду расследования за необоснованное возбуждение уголовного дела, - заканчивает свое повествование Сергей Михайлович, - думаю, что такая сумма – почти в 300 тысяч рублей, не должна пройти незамеченной, думаю, за нее спросят. Хотя, кто знает, сколько таких как я?
Подготовила
Наталья ЯРИНА
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!