В ночь с 16 на 17 июля состоялся очередной покаянный крестный ход от Храма на Крови до Ганиной Ямы. Интерес к царской семье и крестному ходу растет в Сысертском районе каждый год. Становится все больше желающих пройти последним путем царской семьи.
- Сначала я заказала автобус на 24 места, - рассказывает матушка Татьяна, - но оказалось желающих больше, и я попросил дать автобус побольше, на 35 мест, думала, хватит. Но снова записалось больше людей. В итоге заказали самый большой автобус.
Татьяна Александровна Костарева, которую в Сысерти больше знают как матушку Татьяну*, может рассказывать о царской семье часами, да что там – днями, это ее любимая тема. Столько литературы о царской семье, сколько прочитала матушка Татьяна, вероятно, осилили лишь ученые-историки, интересующиеся судьбой последнего русского царя. Даже о Тручанинове, которого Татьяна Александровна любит также, как царскую семью, она говорит поменьше.
Надо сказать, что у церкви особое отношение к событиям, произошедшим в июле 1918 года в доме Ипатьева в Екатеринбурге.
- Когда на престол вступал Михаил Романов – первый из Романовых, ему было 16 лет, - рассказывает матушка Татьяна, - ни его мать, ни он сам не хотели этого, но русский народ встал на колени и просил, и дал клятву, что будет верен Романовым, а если нет, то будет проклят. 17 июля 1918 года мы предали Романовых, и из-за этого многие наши несчастья. Помните, как «хорошо» мы жили после смерти царя? Это нам наказание.
Можно по разному относиться к мнению Татьяны Александровны, но, действительно, сейчас говорят о том, что в Первую мировую войну погибло порядка 900 тысяч российских солдат и офицеров, и русская армия была близка к победе, но новые правители фактически отказались от лавров победителя. В гражданскую же войну погибло до 10 миллионов человек. О десятках миллионов замученных и убитых в Великую Отечественную и говорить не приходится.
- То, что случилось ночью 17 июля 1918 года, было настоящей ритуальной расправой, - говорит матушка Татьяна, - первым выстрелом был убит царь Николай, вторым – Александра Федоровна. Повезло, они не видели, как убивали их детей. Участники расправы потом вспоминали, что стоял ужасный крик. Царевен закалывали штыками – стрелять было нельзя, в маленьком помещении пули могли отрикошетить. Больше всех досталось самым маленьким – царевичу Алексею и царевне Анастасии. Все эти спекуляции о том, что кто-то из детей мог остаться в живых – полная чушь. От таких жестоких убийц живым не уйдешь. Читала где-то, что кровь после убийства вычерпывали лопатами (!!!).
Особую роль в этой истории сыграли сысертчане. Многие знают, что в охране ипатьевского дома принимали участие 50 рабочих сысертского завода.
- Охранников царской семьи приходилось менять, - рассказывает матушка Татьяна, - сначала все было, по мнению их руководителей, хорошо. Они издевались над царем и его семьей как хотели: отбирали еду (сестры Свято-Троицкого монастыря приносили царской семье немудреные свежие продукты и выпечку), могли плюнуть в суп или насыпать в него перец так, что невозможно было есть; царевны ходили в туалет под надзором охранников… Однако члены царской семьи никак не реагировали на эти бесчинства, а за охранников молились. И, вы знаете, охранники проникались сочувствием к этим людям, становились добрее. Поэтому охрану приходилось менять.
Сысертский пролетариат всегда был на хорошем счету у товарища Ленина. Вообще, надо сказать, что маевки и прочие пролетарские собрания проходили в Сысерти с завидным постоянством, бунтарский дух бурлил. Не доказано, бывал ли в Сысерти «товарищ Андрей» - такова была кличка Якова Свердлова, но его жена работала в сысертской гимназии. Известна фраза Владимира Ленина: «Сысертский пролетариат - самый надежный пролетариат». Уже в 1911 году из Сысерти пришлось сбежать последнему российскому собственнику сысертского завода Дмитрию Соломирскому.
- Если советская власть установилась в Санкт-Петербурге в октябре 1917 года, то в Сысерти она правила свои порядки уже в марте! – заявляет матушка Татьяна.
Конечно, из города надежного пролетариата грех не привлечь охранять царскую семью 50 рабочих.
- Сысертчане обязательно должны участвовать в крестном ходе, - считает Татьяна Александровна, - представители нашего города так или иначе приложили руку к убийству царской семьи.
Первый крестный ход состоялся еще в 1998 году, тогда на месте дома Ипатьева, у креста, прошла первая ночная литургия. Однако лишь в 2001 году крестный ход обрел, так сказать, официальный статус. В 2000 году царская семья была канонизирована, и в этом же году патриарх Алексий благословил строительство Храма на Крови и скита на Ганиной Яме, а в 2001 году владыка Викентий благословил крестный ход.
- Мы в первый раз пошли в крестный ход именно в 2001 году. Помню, моросил мелкий дождь, - рассказывает матушка Татьяна, - это сейчас дорогу на Ганину Яму асфальтировали. А тогда она была грунтовой, под дождем превратилась в глиняное месиво.
Уже перед самой Ганиной Ямой отец Сергий, настоятель сысертского Храма Симеона и Анны, обо что-то запнулся и упал в грязь во всем облачении. За ним плотными рядами шли другие священнослужители, и все они тоже попадали. «Царь заставил кланяться», - так прокомментировали этот случай участники крестного хода.
В последние годы покаянный крестный ход набирает до 50 тысяч участников. Несмотря на то, что идти нужно в среднем 22 километра.
- Если вначале между рядами было расстояние, шли свободно, то теперь люди буквально наступают друг другу на пятки, - рассказывает Татьяна Александровна, - участвуют не только уральцы, приезжают из других, даже очень далеких регионов России, из Украины. Идут буквально стар и млад. Тех, кто не смог дойти – подбирают автобусы, которые двигаются за людьми, и они все равно попадают в Ганину Яму.
- Я прошла крестным ходом уже в 16-й раз, для меня это свято, - делится матушка Татьяна, - многие считают, что после крестного хода решаются многие жизненные ситуации, все получается. Крестный ход очень нужен. Россия всегда грешила, и всегда умела каяться. Сейчас всё говорят: экономика, санкции, как же нам всем выжить? Россия всегда была сильна духом, вот ответ!
Дарья КОШКИНА
НАША СПРАВКА
* Матушка Татьяна – крайне интересный персонаж. В детстве была увлеченной пионеркой. В то время как одноклассницы после школы снимали пионерские галстуки и засовывали их в портфели, носила свою пионерскую гордость всегда и везде, наглаживала галстук по утрам. И кто, как не такая девочка, мог стать председателем совета отряда? Конечно, Таня. Дальше – комсомол, учеба в медицинском вузе. Все это время Татьяна не уставала восхищаться Лениным, Марксом и Энгельсом, а история марксизма-ленинизма в институте была ее любимым предметом. Скажи ей тогда, что через несколько лет она будет сокрушаться по поводу разрушения храмом комумнистами, она бы покрутила пальцем у виска.
Но в 30 лет Татьяна тяжело заболела. Для реабилитации ей дали путевку в пятигорский санаторий. Перед самым отъездом танина сестра дала ей адрес: «Эта женщина живет в Пятигорске и работает в церкви».
Татьяна неизвестно почему решила зайти к этой женщине. И в процессе разговора опять же неожиданно для себя спросила: «А можно мне в церковь прийти?» «Не можно, а нужно!» - ответила она.
Новая знакомая работала в храме регентом – руководила церковным хором. По церковным канонам хор должен располагаться на возвышении. Татьяна поднялась к певчим, посмотрела вниз на верующих и… упала в обморок. Этот случай теперь она вспоминает со смехом. В Пятигорске же она решила покреститься, а было ей в ту пору 33 года. Уже после таинства думала, что батюшка ее поздравит, похвалит. Но батюшка Татьяна отругал: дожила до таких лет и ходишь некрещеная! Наверное, хорошо отругал: теперь Татьяна Александровна руководит в Сысерти воскресной школой.