Очередная проверка завершилась в школе №7. И по ее итогам снова не произойдет то, чего добивается противоборствующая с директором сторона: Лилию Грицай вряд ли уволят.
За последний год школу проверяли областное министерство образования, областное министерство финансов, сысертский ОБЭП, сысертский отдел следственного комитета РФ, приезжали комиссии из администрации округа и Думы СГО. Поводом для проверок послужили многочисленные жалобы преподавателей и родителей. В итоге можно говорить о двух нарушениях: в школе задерживали выплаты больничных и преподавали недостаточное количество часов по физике и химии. За это Лилии Грицай влепили дисциплинарное взыскание, которое она сейчас пытается оспорить в суде. Ни одного нарушения по выплатам стимулирующих и премиальных нет.
- В июле я провел проверку в школе №7, поводом стало обращение сотрудницы образовательного учреждения, которая сообщала, что ей не выплачивают премию,- рассказывает помощник сысертского межрайонного прокурора Александр Кушманцев. - Но школой представлены протоколы заседания комиссии по выплатам стимулирующих, приказы о выплате премии. Заявительнице регулярно на протяжении 2015 и 2016 годов (в период, на который она указывает) премии выплачивались.
Между тем, сотрудники школы многократно утверждали, что премии им даже не начисляли, а если начисляли, то директор просила отдать их назад на нужды школы.
- Это все слова, - считает Александр Кушманцев. - Для юриста первостепенное и главное значение имеют письменные доказательства. Здесь не проходят свидетельские показания, то есть вот мы десять человек, которым приказали сдать деньги обратно директору. Другой приведет 20 человек, и они заявят обратное. Здесь играют главную роль расписки, договоры. Если учителя не боятся писать жалобы в разные структуры и инстанции, что помешало им не побояться и не отдавать назад премии? Что может в этом случае директор сделать? Если они кому-то сдавали эти деньги, то сейчас это не установить, не доказать, директор отрицает эти факты.
Тот легендарный диск, «где все записано», о котором так много говорили родители и педагоги, так и не был представлен ни одной проверке. В прокуратуре считают категорически недопустимым втягивание родителей в конфликт педагогов. Есть коллектив, педагогический совет, где и нужно обсуждать проблемы. Дело в том, что родители начинают обсуждать проблему дома. Дети, понятно, все слышат, приходят в школу и заявляют: «Да кто она такая эта директор, ее вообще скоро снимут!».
- Теперь у нас ученики будут решать, кому работать директором?! – возмущается помощник прокурора. – Есть управление образования, есть глава – если директор их устраивает, никаких обсуждений быть не может!
Ситуацию в школе пытались урегулировать неоднократно – с коллективом встречались глава округа, депутаты, но требование у противоборствующей стороны одно – снять директора. В то же время проверяющие органы завалены жалобами с обвинениями, которые они называют необоснованными:
- Помимо больничных и часов по физике, других нарушений нет. Нет финансовых нарушений. Все другие обвинения голословны, ничем не подтверждены,- продолжает Александр Валентинович. - По крайней мере, я просмотрел результаты проверок полиции и надзорное производство, сами обращения, это только слова. Так мы можем далеко зайти, обвиняя друг друга в чем угодно, и на этом основании требовать еще кардинальных кадровых решений. Я считаю, что это неправильно. Настолько будоражить общественность, абсолютно не полагаясь на факты? Сегодня одна директор не понравилась, завтра – другая. И понеслись анонимки, жалобы, я считаю недопустимо будоражить общественность по такого рода вещам.
14 июля Лилию Грицай пригласили на комиссию в сысертскую межрайонную прокуратуру. Были представители буквально всех заинтересованных ведомств и учреждений. От школы кроме директора приехали главный бухгалтер, представитель профсоюза учителей и делегат от родительского комитета. Прозвучало, что недовольных среди преподавателей не так уж и много, все остальные работают в обычном режиме. Больничные начали выплачивать вовремя.
Вообще многие, кто так или иначе сталкивался с конфликтом в этой школе, считают, что ссору подогревают бывшие руководители. Кроме того, возможно, что при прошлом руководстве кому-то платили премию больше, с приходом Грицай эти премии попросту выровнялись. Те, кто стал получать больше, молчат в своей тихой радости, а кто меньше, конечно, возмущены. На что надеются «восставшие»? На давление общественности на управление образования, администрацию СГО, на то, что Грицай всё надоест, и она сама уйдет.
Заявители в своих письмах, бывало, апеллировали цифрами, которых в реальности не существовало. Так, писали о том, что «в результате министерской проверки подтвердилось 90% нарушений, обнаруженных в школе», а это совершенно не соответствует действительности. Кроме того, педагоги обиделись, что их не ознакомили с результатами проверки областного министерства образования. Причем обиделись не на министерство, а, почему-то, на сысертское управление образования и сысертскую же администрацию.
Между тем, повторимся, директор представила документы, по которым абсолютно все сотрудники школы получают премии, расписываются за то, что эти премии они получили.
- Когда выдаются премии, каждый работник вправе обратиться к приказу, на основании которого эта премия была выдана, и прочитать кому сколько заплатили и за что, - говорит Александр Кушманцев. - Не нужно забывать, что премия выдается за работу – за хорошую работу, и ее размер также зависит от результата работы. Если комиссия по начислению стимулирующих пришла к выводу что результат не очень хороший, тянет вниз показатели школы, наверное, говорить о повышенных премиях и их выплатах нет оснований. А если результаты хорошие, хорошие оценки у детей, то человек должен быть поощрен. Сотрудникам нужно понимать, что премия - это не оклад, это не обязательные выплаты, это поощрение за результат работы. Если человек хорошо работал, он может получить большую прибавку к зарплате, а если плохо – может и вообще не получить.
Сегодня в прокуратуре дают рекомендации директорам школ и детских садов вообще самоустраниться от распределения премиальных. Всё должна решать комиссия. О заседаниях этой комиссии нужно широко извещать коллектив – было предложено буквально уведомлять о ее заседаниях под расписку. В той же школе №7 людей приглашали на заседания такой комиссии, но огороды, шоппинг, кошки рожают… В общем, всегда находились дела поважнее.
По мнению Кушманцева, ситуацию нужно регулировать и успокаивать:
- Начало нового учебного года должно ознаменоваться налаживанием взаимоотношений.
Всем нужно остыть.
Наталья ЯРИНА