Публичные слушания по расширению природного парка «Бажовские места» собрали 23 января в актовом зале сысертской администрации 300 человек. Только зарегистрированных было 262, остальные – сотрудники администрации и учреждений Ленина, 35.
В Сысерти в последнее время люди крайне трепетно относятся к распоряжению землей, причина в том, что раньше сысертские власти, когда население им доверяло и особо не контролировало, пораздавали тысячи гектар. Поэтому к публичным слушаниям такое пристальное внимание. Кроме того, забили тревогу местные охотники – охотиться и так негде, а тут парк решил забрать 26 тысяч га – общедоступные охотничьи угодья. В зале даже не осталось свободных стульев, принесли и расставили скамейки, но и их не хватило, чтобы все желающие принять участие в публичных слушаниях смогли присесть.
После слов директор парка Антона Кувшинского, главы округа Дмитрия Нисковских, а он был удивлен большим количеством собравшихся, выступила представительница министерства экологии. Женщина сообщила, что по заданию президента Свердловская область должна расширить территории природных парков, сегодня в России их 13% площади субъектов, а в Свердловской области – 10%.
Антон Кувшинский также говорил о глобальных задачах, также упоминал в речи президента, говорил о том, что вокруг Екатеринбурга должен быть экологический каркас, это единственный шанс сохранить природу, неиспорченную цивилизацией, а не то 1,5 миллиона жителей Екатеринбурга набегут в Сысертский район и всё вытопчут.
Антон Сергеевич признал, что местные жители неоднозначно относятся к парку. Причем в первую очередь речь идет об охотниках. Но на сегодня 168 тысяч га считается доступными охотничьими угодьями, в то время как парк занимает 39 тысяч гектаров. Это огромный участок для воспроизводства флоры и фауны. К тому же животные не знают границ и легко выходят за пределы парка.
В то же время ежегодно в парк приезжает 10 тысяч человек, возможно, деньги, которые они платят за вход в общей структуре сысертского бюджета не играют большой роли, тем не менее, парк – это рабочие места и средства для бюджета.
Дальше говорили по существу. Антон Кувшинский прямо сказал, что действительно на территории, которую хотят присоединить, вероятно появление охотхозяйства для коммерческой и спортивной охоты. Парк сохраняет биологическое разнообразие, но и, образно выражаясь, люди могли бы снимать урожай результатов трудов сотрудников парка. В пример Антон Кувшинский привел картошку: ведь мы же сажаем ее для того чтобы потом выкопать, съесть, а что было бы если не выкапывали – она бы вся сгнила в земле.
«Мы все живем за счет ресурсов», - заявил директор природного парка. Нужно распоряжаться дарами природы правильно и эффективно.
Охотники не скрывали возмущения.
- Когда создавался парк, говорили, что будете заниматься охраной природы, теперь же сами говорите об эффективном использовании этой природы, - начал выступление охотник Александр Шимов, - Но результатов работы парка мы не видим! Раньше сколько было рыбы в водоемах, которые находятся на территории парка, сейчас рыбы нет, зато сколько сетей! Рыбу душат льдом, травят, но дела нет до этой ситуации сотрудникам парка, которые обещали охранять нашу природу. Чем же занимаются сотрудники парков?!
- Крохоборствуют с местного населения, - прозвучала реплика из зала.
Много говорили о недоступности территории парка для местного населения:
- Нам обещали, когда организовывали парк, что будут скидки на вход для местных жителей, но ничего этого нет. Обещали, что прекратятся рубки леса в парке, а они идут. Сейчас говорят, что единственный способ сохранить для Сысертского района эти 26 тысяч гектаров – вывести этот лес под природный парк, но неужели у нас некому отследить законность передачи этой земли? Зачем вводить для этой территории новый статус?
Жители озабочены невозможностью пользоваться лесом бесплатно на уже существующей территории парка. Несмотря на то, что охотников убеждали, что они смогут купить путевку и охотиться во вновь образованном охотничьем сообществе, они в это не поверили: «Ясно, что создается это охотхозяйство для определенных статусных людей, и мы очень сомневаемся, что сможем получить путевки туда, также актуален вопрос цены».
Кроме того, жители вспомнили историю с Терсутским охотхозяйством. Когда передавали землю этого хозяйства, обещали, что охотники смогут охотиться там же, на привычной земле, однако потом охоту на этой территории прикрыли.
Припомнили и то, что за 11 лет существования парка на его территории не убрана свалка.
Охотники вообще усомнились в том, что сотрудники парка облегчают зимнее существование для животных:
- Открываем сайт парка, - начал выступление один из охотников, - что там читаем? Было сделано 5 кормушек для кабанов, 6 кормушек для косуль и 19 солонцов. Распахано 12 гектаров земли для кормовых культур. Но это же смешно!
Выступил и представитель сысертского охотхозяйства Владимир Токарев:
- Все наше охотхозяйство занимает 64 тысячи гектаров. В то время как Полевское – 140 тысяч гектаров, Богдановичское – 150 тысяч, Красноуфимское – 240 тысяч. Мы создали хорошую охотничью инфраструктуру, но у охотхозяйства постоянно отнимают земли. Например, сейчас нет утиной охоты – охотиться негде.
Жители высказывались в следующем ключе:
- В последнее время я чувствую себя в родном городе как в резервации. Все от нас отгородили. Кто следит за соблюдением интересов жителей района? В сысертском пруду купаться нельзя, опасно для жизни – настолько водоем грязный, даже на Верхней Сысерти купаться опасно. Сейчас охотники вынуждены ездить в чужие охотхозяйства, чтобы охотиться, дожили.
- Зачем нам этот парк, если мы туда попасть не можем?!
- Вы забрали водоемы у общества, почему рыба гибнет тоннами? Кто за это ответит?
- Вы говорите, что не решаете, отдать эти земли или нет, а кто решает, а вы чем занимаетесь? (адресовано к главе округа).
Также выступили и представители лесного хозяйства, арендаторы:
- Леса себя прекрасно чувствовали и чувствуют и без парка. Есть контролирующий арендаторов орган – сысертское лесничество, оно прекрасно отвечает требованиям. Есть закон о лесном хозяйстве, он регулирует восполнение леса, рубки, деятельность арендаторов.
Практически все публичные слушания, которые длились два часа, снял и выложил в сеть Александр Федоров, за что ему отдельное спасибо. Это видео вы можете посмотреть на страничке «Сысертской Недели» в сети ВКонтакте и создать свое впечатление. Ну а сейчас наши выводы.
Как вам такое название «Охотхозяйство природного парка «Бажовские места»? Шок? Вот и у нас шок. Когда ответственные лица говорят о том, что природные парки должны расширяться, они хотя бы не приплетали бы к нашему конкретному случаю президента РФ. Вряд ли президент имел в виду, что прирастать природные парки должны элитными охотхозяйствами. Природный парк должен сохранять природу, восполнять – какие охотничьи угодья?!
23 января Антон Кувшинский выглядел не подготовленным к серьезному разговору. Как будто на претензии охотников он не может возразить. А, действительно, когда последний раз озвучивались результаты деятельности сотрудников природного парка? Насколько увеличилось поголовье косуль, лосей, кабанов, других животных? На сайте мы видим правила пользования, из новостей – проведение мероприятия «Бажовская верста» и фотоконкурсов про животных. Но ведь парк создавался не для того, чтобы брать с людей деньги за вход и проводить фотоконкурсы. Хотелось бы увидеть внятный отчет – чего добился парк за уже почти 12 лет существования. Возможно, люди и настроены так критически, потому что не знают результатов работы.
На публичных слушаниях глава округа Дмитрий Нисковских занимался тем, что убеждал жителей проголосовать за расширение парка. Хотя, на мой взгляд, он мог занять нейтральную позицию и просто выслушать всех. Иначе это – административный ресурс. Глава несколько раз повторил, что губернатор ставит задачу и тому подобные словосочетания, но ведь вы, Дмитрий Андреевич, должны представлять интересы сысертчан и в правительстве области, и у губернатора, а не представлять интересы губернатора в Сысертском районе. Ведь не для этого вас наши депутаты выбирали.
Директор парка Антон Кувшинский в порыве даже бросил такую фразу: «Вас никто не спросит, заберут эти земли и всё». Эта фраза вызвала возмущение собравшихся людей, а зачем нам администрация округа, правоохранительные органы, если нас никто и не спросит? Кроме того, почему-то люди, сидящие в президиуме собрания, не понимают, что сысертчане считают, что у них и так отобрали леса, которые сейчас принадлежат природному парку «Бажовские места». А сейчас хотят отобрать еще. Местные жители и так не чувствуют, что леса парка "Бажовские места" им принадлежат.
Многие далекие от леса и охоты люди не очень представляют, как происходит взаимодействие охотников и зверей в сысертских лесах. Представляется, что охотники берут ружье и отстреливают животных. Но охотники, по сути, откармливают свою дичь. В Сысертском районе нет условий для жизни косуль, кабанов, да и лось давно бы ушел от нас в Челябинскую область – там для него лучше условия. Сколько тратит охотник для того, чтобы легально участвовать в охоте? По подсчетам сысертского охотоведа Андрея Сакулина, охотник кормит 30 особей, а получает право отстрелить лишь одну. В охотхозяйствах, общедоступных охотничьих угодьях много кормушек и солонцов, без них звери ушли бы из Сысертского района. Что касается леса, то часть сысертских лесов находится в руках арендаторов, за государственными лесами следит сысертское лесничество. Арендаторы обязаны восстанавливать лес, производить санитарную рубку, иначе договор с ними расторгается. За воспроизводством леса на государственных территориях следит Уральская авиабаза охраны лесов. И охотники, и инспекторы по мере сил борются с браконьерством. Поэтому сказать, что в сысертских лесах никто не следит за порядком, за воспроизводством флоры и фауны – сморозить глупость.
Еще один момент, о котором мы не упомянули. Среди пресловутых задач губернатора было названо создание экологического каркаса вокруг Екатеринбурга. Потому что эти свиньи, жители Екатеринбурга, только и думают, как бы приехать в Сысерть и всё здесь загадить. Когда Екатеринбург дает возможность жителям Сысерти получать достойную зарплату на своих рабочих местах - так это ничего, а как отдыхать, то вокруг Екатеринбурга каркас надо строить, еще скажите стену как на границе США и Мексики. Смотрим список особо охраняемых зон Свердловской области.
Есть они и в самом Екатеринбурге. Это природный парк «Малый Исток», «Калиновский парк», «Нижне-Исетский парк», «Уктусский парк» - это лишь самые крупные.
Вообще, самый большой природный парк в Свердловской области – 200 тысяч гектаров это Янсаевский заказник, находится он между Верхотурьем и Нижней Салдой, в местечке Махнёво. Также достаточно далеко от Екатеринбурга находится Пышминский заказник (не Верхняя Пышма, а Пышма на границе с Тюменской областью) – 45 тысяч гектаров, есть Пелымский заказник (Гаринский городской округ). «Бажовские места» в списке охраняемых природных территорий входят в десятку, наш парк один из крупнейших – так стоит ли его еще увеличивать? Нет никаких природных парков в Полевском (а это река Чусовая), Березовском – как они бедные спасаются от ненасытных до отдыха в заповедных местах екатеринбуржцев?
Завершились публичные слушания голосованием – 86 человек проголосовали против расширения парка, 92 – «за» - все-таки административное давление где-то имело место быть. Однако итоги голосования особо не имеют значения – записываются в протокол и передаются все мнения, которые прозвучали на публичных слушаниях. Передаются областным депутатам или ответственным лицам в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, которые уже будут принимать решение.
Наталья ЯРИНА
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!