Уральский завод «Сысертский фарфор» - один из немногих производителей тонкостенной керамики в России, сумевший сохранить своё «лицо» и высочайшее качество продукции. В его каталоге представлена повседневная посуда и подарочные сервизы, сувениры, вазы и предметы малой пластики. Отдельную и значительную часть ассортимента занимает церковная утварь, предназначенная для главного акционера предприятия – Екатеринбургской епархии.
В 1998 году от Николаевского монастыря города Верхотурье поступил заказ на реставрацию трёхчастного фаянсового иконостаса. Он был изготовлен в 1913 году «Товариществом Кузнецова» для расположенного на территории церковного комплекса Крестовоздвиженского собора.
В 1936 году уникальный иконостас уничтожили большевики, но к 400-летию города Верхотурья его решили восстановить. Заказ был выполнен за полтора года. В сжатые сроки завод отлично справился со всем циклом работ: с отливкой изделий способом шликерного литья в гипсовые формы по моделям, с утильным и политым обжигом, с декорированием в несколько приемов надглазурными красителями, люстрами и препаратами жидкого золота. Готовые детали переправлялись в Верхотурье и монтировались на металлический каркас.
Иконостас - это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Свыше 80% продукции завода расписывается вручную по технологиям, характерным для старинных гончарных промыслов. Рисовать иконы — лики Христа и мучеников веры - могут только люди светлые, чистые душой. Сотворение иконостасов — ремесло из того же святого ряда. Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Производство фарфоровых и фаянсовых изделий - процесс сам по себе весьма сложный и кропотливый. Для крупногабаритных деталей иконостаса пришлось заново подбирать приемы изготовления и декорирования, а также оптимальные режимы и условия обжига.
Несмотря на новизну работы с фаянсом, технология обработки которого близка к фарфору, но всё же отличается, «сысертские» мастера великолепно справились с задачей. Изготовление мастер-моделей для 300 элементов иконостаса впервые велось с применением компьютерной 3D-графики. Впоследствии предприятием был выполнен аналогичный проект для Храма-на-крови в Екатеринбурге, построенного на месте гибели Николая II и его семьи, который изготовили за 6 месяцев. Потом были еще иконостасы для Невьянска и Челябинска.
С 2006 года предметы культа отмечают маркировкой с православным крестом и надписью: «Екатеринбургская епархия». Изделия поступают в продажу после освящения, а клеймо свидетельствует о проведении обряда. Помимо иконостасов и фрагментов к ним, выпускаются кадильницы, лампады, подсвечники, штофы и кружки.
Ирина КУЛЕШОВА, Заведующая МКУ «Сысертский районный архив»
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!