Посмотрите на эту симпатичную и улыбчивую женщину. Встретишь и на улице и ни за что не угадаешь, что Ирина Ивановна Шадрина - судья. Причем судья, которая выносит приговоры по уголовным делам, зачастую по тяжким и особо тяжким преступлениям, преступлениям, которые совершены в отношении детей или самими несовершеннолетними, а также должностным преступлениям. Не так давно она вынесла приговор бывшему первому заместителю главы СГО Константину Сурину, а буквально 10 дней назад – группе мошенников, пытавшихся продать огромный участок, принадлежавший предприятию барда Александра Новикова.
Помнит первое дело
- Ирина Ивановна, сложно стать судьей?
- Судьей стать несложно. Нужно окончить юридический вуз либо юридический факультет вуза. Необходимо пять лет юридического стажа по специальности. Например, нужно поработать следователем, прокурором, юрисконсультом, адвокатом. Можно работать преподавателем юридической дисциплины в вузе или помощником судьи. Ну и, конечно, требуется сдать квалификационный экзамен.
- Помните свое первое дело?
- Да. Судили мужчину из Двуреченска. Он проник в жилое помещение без разрешения собственника. Причем проник в квартиру своей бывшей сожительницы, и она написала на него заявление. Как выяснилось позже, она не хотела его привлекать к ответственности, но у него была уже судимость, и мы дело за примирением сторон прекратить не могли. Пришлось его осуждать, причем к реальному лишению свободы.
- Глядя на вас в процессе и не скажешь, что вам жалко подсудимых, вы всегда такая спокойная и хладнокровная.
- Но это не значит, что я не волнуюсь.
Оправдательных приговоров – 2%
- Психологически тяжело выносить людям приговор?
- Мы видим, что человек виновен, и каждый должен понести наказание. Все зависит от того, что он совершил. Было у нас одно дело: мужчина без определенного места жительства залез в магазин и украл газовый баллон, сумма ущерба 1500 рублей, причем этот баллон потом вернули обратно, он украл, чтобы погреться, жил-то где-то в подвале.
- Осудили его?
- Да. Но он не впервые привлекался к ответственности, поэтому пришлось назначать лишение свободы. Все зависит еще от общественной опасности преступления, поэтому и наказания разные – от штрафа до реального лишения свободы.
- И потерпевшие ждут, что виновного в преступлении накажут , так ведь?
- Да, причем буквально до последнего времени мы учитывали и даже писали в приговоре мнение потерпевших о, допустим строгом наказании или наоборот. Но сейчас верховный суд вынес постановление: не должно мнение потерпевшего влиять на судью. Также как раньше мы писали «человек не работает, отрицательно характеризуется», но нам тоже верховный суд запретил это учитывать, потому что право человека – работать или не работать.
- То есть сейчас адвокаты потерпевшим под-сказывают: просите наказание построже, лет побольше. Всё – это можно не говорить потерпевшим, на судью это никак не влияет?
- Ну как сказать. В голове-то тоже откладывается. Но в приговоре писать не будем.
- Бывало ли такое, что вы сомневались в приговоре?
- Бывает, что я сомневаюсь в квалификации, я могу долго сидеть, вычитывать документы, практику, могу в результате раздумий переквалифицировать дело на другую статью.
- Бывали ли у вас оправдательные приговоры?
- Были.
- Много?
- Нет, три или четыре за 10 лет.
- У нас в стране вообще мало оправдательных приговоров. Почему?
- Вообще примерно 2 процента по статистике от всего количества рассматриваемых дел. Считается, что раз в отношении человека составлено обвинительное заключение, значит он в чем-то виноват. Может где-то есть недочеты следствия. Трудно сказать. Но вот скоро будет суд присяжных. И может быть много оправдательных приговоров.
Суд присяжных в районном суде
- Суд присяжных будет здесь?
- Да, в районном суде с 1 июня 2018 года.
- Изменился перечень статей УК РФ, по которым привлекается суд присяжных?
- Все те же статьи, только сейчас по особо тяжким делам это ст. 111 ч.4 УК РФ, (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть) и убийство. По двум статьям возможность суда присяжных появляется. Тут нужно понимать, что нельзя обжаловать вердикт суда присяжных если он признан виновным по фактическим обстоятельствам дела. То есть если по вердикту присяжных человек признан виновным, он может обжаловать только по суровости наказания. А виновен- не виновен, он это обжаловать уже не может. У нас с нового года будут списки граждан, которые планируются для привлечения в присяжные. Этот список будет опубликован в одной из местных газет. В Сысертском суде появится компьютерная программа, которая будет случайным образом выбирать людей. Мы будем их извещать, приглашать прийти в суд. Примерно мы выбираем 50 человек. Из них 6 присяжных и 2 запасных.
- А по какому принципу их отбирают?
- Они должны быть несудимыми, не иметь психических заболеваний, достигнуть 25 лет, быть не старше 65. Они не должны работать в судебной системе, правоохранительных органах, прокуратуре, чтобы родственники также не работали в этих учреждениях, а также заместителем руководителя представительного органа власти, не могут быть присяжными госслужащие, судьи, прокуроры, следователи, священнослужители.
- Не могут быть священнослужители? Почему?
- Потому что они исповедуют какую-то свою веру, а, например, подсудимый - человек другой веры, возможно предвзятое отношение.
- Случайным образом отбирается 50 человек, они приходят в суд, и здесь вы выбираете восемь. А в суде каким образом происходит отбор?
- Мы будем задавать вопросы. Например, достигли ли вы 25 лет? Если нет – уже отводим этого кандидата. Имеется или нет непогашенная судимость, является ли человек подозреваемым или обвиняемым в совершении какого-либо преступления? Признан ли недееспособным или ограниченным в правах судом? Владеет ли русским языком, не является ли немым, глухим слепым? Нас, судей, ведь тоже проверяют. Мы проходим серьезную медкомиссию, проходим психиатра, проверяют наших родственников, тоже не должны быть судимыми, не привлекаться ни к уголовной, ни к административной ответственности. Полная проверка.
Каждый день что-то новое!
- Бывали случаи, когда вам пытались угрожать?
- Нет, ни разу.
- Давно вы работаете в Сысертском суде?
- Вообще, я всегда была специалистом по гражданскому праву, даже преподавала два года в техникуме, в институте именно гражданское и консультационное право. Я работала в Качканаре, где родилась и долгое время жила, 8 лет отработала на заводе «Форманта» юрисконсультом, начальником юридического отдела. Потом мы переехали в Арамиль - мужа пригласили на завод «Пласт-масс» на должность коммерческого директора. Здесь я работала в «Трансгазе» тоже юрисконсультом 5 лет, потом сдала экзамены и стала судьей. До 2012 года работала мировым судьей в Бобровском. Дальше – в сысертском районном суде.
- Назовите плюсы и минусы работы судьи.
- Плюсы: каждый день что-то новое. У меня практически все дела по тяжким и особо тяжким преступлениям.
- Если с ума не сойдешь, то можно впасть в затяжную депрессию…
- Я абстрагируюсь. Я вынесла приговор и стараюсь об этом деле больше не думать. Потому что завтра у меня будет новое дело. Хотя, бывает, в голове по нескольку раз прокручиваешь показания свидетелей, думаешь, анализируешь кто что сказал, где есть противоречия.
- А что самое сложное в работе судьи? Приговор выносить?
- Нет. Приговор - это итоговое решение, которое принимаешь уже всех послушав. Самое сложное - это само судебное заседание, люди бывают разными, держать себя в руках тяжело порой бывает. Когда человек говорит неправду – сразу понятно. И сложно себя держать в руках и не задавать вопрос: «А может всё было по-другому?». Процесс должен идти так, чтобы в итоге стало понятно, человек виновен или невиновен. Например, обвиняют человека в убийстве, а была необходимая оборона. А там уже описать в приговоре, все проанализировав, это не так сложно.
Судьи работают до 12 ночи
- У вас рабочий день со скольки и до скольки?
- Официально с 9 часов до 18 часов. Но в 6 часов уйти получает редко. Здесь остаемся, если нужно приговор писать потому что бывает так, что приговор приходится оглашать утром. Ты же его здесь пишешь, домой не едешь. Но я стараюсь долго не засиживаться, потому что мне еще в Арамиль ехать, и дома дети, семья. Хотя у нас есть судьи, которые работают до 12 часов ночи.
- Мы вас видим только в зале суда, а что вы еще делаете?
- Изучаем материалы дела. Вот пришло дело, я его полностью прочитываю, потому что смотрю, нет ли у следователя ошибки, не допустил ли нарушение процессуальное. Если я это вижу, возвращаю дело прокурору. Кроме уголовных дел у меня еще административные, апелляция, пришел приговор – мировой судья вынес, нужно вообще все дело посмотреть, все прочитать. Протоколы судебного заседания, вообще всё. Если я идут в процесс, я знаю всё дело «от корки до корки», я его всё прочитала.
- Какой человек может быть судьей?
- Спокойный, работоспособный – потому что работать придется много, причем настраиваться на то, что нужно работать внеурочно. Люди-то все равно завтра на процесс придут, и ты должен быть готов. Кроме того, мы по уголовным делам пишем приговоры сразу и оглашаем. А вот судьи, которые занимаются гражданскими делами, они решения пишут пять дней. И если ты не успел в пять дней, во-первых, это нарушение, во-вторых, оно как снежный ком растет. У нас сейчас в суде нет такого, все в срок делаем.
Сыновья выбрали другие профессии
- Изменился ли ваш взгляд на выбранную профессию через годы работы?
- Нет, не изменился.
- А вы хотели бы чтобы ваши дети были юристами?
- Мои сыновья уже выбрали себе профессии, учатся в университетах. Один пошел в медицинский, в будущем - гематолог, другой – в горный. Сама я в детстве хотела стать врачом, и сейчас сын шутит, что я через него свои мечты воплощаю, хотя я не заставляла его идти в медицинский и никак к этому решению не подталкивала.
- Велика ли нагрузка у вас?
- У нас в Сысертском суде вообще очень серьезная нагрузка. По количеству дел в прошлом году мы занимали третье место по области. По итогам 9 месяцев 2017 года - 6 место, но к концу года опять можем подняться.
- Почему так много дел? Ведь район небольшой.
- И преступлений много, и административных дел. Причем они увеличиваются в течение последних трех лет. В 2015 году было около 400 дел с небольшим, в 2016 году – 600, сейчас уже подходит к 800, это я про административные дела говорю. Увеличивается число и уголовных дел, и гражданских. Не знаю, может быть у нас такой район, у нас много земельных споров, жилищных споров, почему-то каждый год увеличивается их число. Летом много дачников. Вроде бы население небольшое, но за счет дачников оно увеличивается в три раза. Зимой дачники уезжают, к ним в сады начинают лазить воришки, аккумуляторы снимают с машин.
Людям не нужно бояться судов
- В последнее время в Сысерти рассматривается много резонансных дел, приезжает много представителей прессы. Тяжело ли работать, когда в зале суда находятся СМИ?
- Мне - нет. Я к журналистам хорошо отношусь, думаю, что люди должны знать, что где происходит, что правосудие доступно, нам скрывать нечего. Я также считаю, что судов нечего бояться и простым людям.
- Что бы вы сказали людям, которые приходят в суд?
- Когда рассматриваются уголовные дела, что люди должны понимать, что их права защищаются, и суд здесь главный помощник. Как правило, суд встает на сторону потерпевших. Если говорить о гражданских делах, то я всегда говорила, что лучшее решение – это мирное решение, и если, например, родственники или соседи не захотят договориться, то никакой суд не поможет. Мы, как беспристрастный арбитр, вынесем решение, но, во-первых, не всегда оно исполняется, во-вторых, людям дальше жить этой семьей, как-то контактировать, ведь, представляете, брат с сестрой наследство делят, не могут мирно договориться, они после суда зачастую рвут свои родственные связи. Вот что трагично.
- Больше спасибо, что нашли время для интервью!
Подготовила Наталья ЯРИНА
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!