Сообщить новость
Погода

Яндекс.Погода


Гороскоп
Выберите Ваш знак зодиака:

Главная / Новости / Наши люди / Судьба – стать музыкантом

Судьба – стать музыкантом

23.05.2023

Судьба – стать музыкантом

В России 2023 год стал Годом педагога и наставника. Соответствующий Указ подписал президент Владимир Путин.

В документе говорится, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».

Имя Заслуженного деятеля искусств РФ (с 2003г.), лауреата международных и всесоюзных конкурсов композиторов, профессора (с 2003г.), члена Союза композиторов Российской Федерации, Андрея Борисовича Бызова известно далеко за пределами Урала.

И это справедливо - он один из выдающихся композиторов нашего времени, кем по праву может гордиться российская культура.

Сочинения Андрея Бызова звучат в 30 странах мира. Их исполняют по всей России, выпускают издательства «Музыка» и «Композитор», записывает фирма «Мелодия».

Известного российского автора в Свердловской области любят особенно. Он – наш земляк, выпускник Сысертской музыкальной школы (1968 г.), Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского по классу баяна (преп. Т.Н. Запорожец) и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальностям: баян (класс проф. А.Я. Трофимова, 1976г.) и композиция (класс проф. Л.И. Гуревича, 1980г., а затем и ее преподаватель. Его музыка, ясная, образная, театральная и очень общительная хороша в любом жанре – симфонии, концерта, струнного квартета, хоровых произведений.

За музыкой Андрея Бызова охотятся. Ее исполняют с удовольствием. Композитор ничего не делает для пропаганды своей музыки – у него просят, от него ждут. И это показатель качества!

Наиболее известные произведения А.Бызова: балеты «Стойкий оловянный солдатик» и «Тимур и его команда», Симфония для большого симфонического оркестра, Concerto grosso для электронного баяна и симфонического оркестра, сюита «Тимур и его команда» для чтеца и симфонического оркестра, кантата «Александр Матросов» для баса, хора и симфонического оркестра, «Шведский псалм», «Зимняя сюита» в четырех частях, сюиты «Русские сюжеты» и «Марков камень» (по мотивам сказа П.П.Бажова), а также многочисленные обработки народных песен, хоровые сочинения, в том числе и для детского хора.

Особая популярность – у сочинений А. Бызова для народных инструментов: баян, аккордеон, фортепиано, гитара, домра, балалайка, флейта.

Будующий композитор Андрей Бызов родился 2 января 1953 года в маленьком городке Арамиль Свердловской области. Мальчик вырос в семье известного хирурга и учительницы. Первые музыкальные впечатления детства связаны у Андрея с домашним музицированием: играли родители на баяне и фортепиано, многие родственники владели народными инструментами, в доме часто звучали гитара, домра, баян. Как в таком окружении не научиться играть…

Мы пообщались с нашим знаменитым земляком и попросили рассказать о своем жизненном пути.

Меня благословила туманная сысертская земля!

- Мое уже далекое детство прошло в городе Арамиль Сысертского района. Сейчас это практически пригород Екатеринбурга. А знаменит городок тем, что на территории арамильских земель - Арамильской слободы - 200 с лишним лет тому назад появилось немало уральских поселений: Сысерть, Полевской, Горный Щит, Нижнеисетск, и в том числе Екатеринбург. Тема меня интересовала, ей я посвящал школьные сочинения. Учился легко, любил кроме русского и литературы, географию, рисование, черчение. Невзлюбил историю, ботанику и особенно, почему-то, химию.

Баян сопровождал меня все эти школьные годы, но в ДМШ я попал, уже учась в седьмом классе. До того были кружки баянистов, поскольку у нас в Арамили "музыкалки" еще не было. Но при кружке был создан оркестр баянистов, если можно его так назвать. По сути это был большой ансамбль играющих «в одну дуду» мальчишек с руководителем заодно, которого я просто обожал. Была когда-то и фотография - я в составе "оркестра", ноги свешиваются со стула, и чёлка виднеется из-за баяна. Мы выступаем на районном смотре в старом клубе Уралгидромаша.

Предопределена ли была судьба стать музыкантом - не знаю, но родителям не чужда была музыка, сами они играли: мама на пианино и гитаре, папа на баяне, а в детстве на гармони. И в кружок-то, буквально за руку, впервые привела меня мама. Была и многочисленная деревенская родня с отцовской стороны, ценившая и баян, и гармонь, и тех, кто играл на них. Культ гармони тянулся от деда Ивана, почитаемого всеми сыновьями и дочерьми его - моими дядями и тетями, да и более отдаленными родственниками. Как тут не заиграть?

Был патефон и пестрый по содержанию набор пластинок. Шаляпин, арии из оперетт, "Красная розочка", «Неаполитанская песенка», трио баянистов. Иных музыкальных впечатлений, пожалуй, не было. Ни концертов, ни театров, ни филармоний, ни общения с одноклассниками по ДМШ, поскольку, как я уже говорил, и ДМШ-то еще попросту не было. Был "оркестр" и жажда самовыражения.

Мама, я буду композитором!

В сысертской Детской Музыкальной Школе

Я почему-то уже во втором классе решил "стать композитором", о чем с самонадеянностью домашнего пророка заявил маме. Она не стала спорить, но и в умиление не впала.

Сысертская ДМШ: Андрей Бызов с преподавателем Глазыриным В.В., 1968 г.

Так, только к седьмому классу я был определен в Сысертскую музыкальную школу. Из Арамили меня сначала возили родители, потом стал уже самостоятельно ездить рейсовым автобусом с присоединившимися вскоре младшими братом и сестрой. Так вплоть до окончания восьмого класса и одновременного окончания ДМШ.


Архивное фото последней страницы газеты «Маяк» 1968 г. Выпускной ДМШ

Успехи ли в учебе, перспектива ли отличиться, но я поступаю в музыкальное училище, посчитав себя первооткрывателем «жанра», колумбом земли арамильской. Это поступление мне представлялось неким предметом доблести. Честолюбие вполне искренне подогревалось моим педагогом по Сысертской музыкальной школе Владиленом Васильевичем Глазыриным. Душевный был человек, увлеченный, тактичный и мудрый. На нем в те годы держалась музыкальная школа. И это при том, что директорские обязанности несла его жена – Тамара Алексеевна. Супруги организовывали, успешно развивали Школу, и многим дали путевку в жизнь. Благодарен им по сей день!


В.Ф.Яковлев - руководитель кружка на фоне Дома пионеров

Сысертскую Детскую Музыкальную Школу (ДМШ) — так она тогда называлась — я прошел за два года (1967-68), имея за плечами занятия в кружках города Арамиль. Открыли ее по просьбе депутатов городского Совета в сентябре 1959 года на базе сысертского Дома пионеров по ул. Быкова, рядом со сквером под местным названием Козий парк.

Здесь сейчас вознесся торговый центр «Стройсити». Запомнилась она тесовыми воротами, большим хозяйственным двором с поленницами дров, которыми отапливалось небольшое одноэтажное здание из семи классов, включая кабинет директора. Раньше здесь проживали учащиеся школы механизаторов. (Была еще и восьмая комната, ее занимала «смотрительница» дома, она же: техничка-охранница-хозяйка). Удобства были за пределами здания, вода — в рукомойнике при входе, деревянными были стены, пол, потолок, двери и крылечко. Стараниями директора Тамары Алексеевны в школе всегда было чисто, тепло и уютно. Пилить и колоть дрова по необходимости порой приходилось даже молодому преподавателю Александру Шаханину.

Он мне рассказывал, что по первости был оформлен в школе как «истопник», о чем гласила первая строка в его трудовой книжке.

Школа переехала, директора менялись, преподаватели тихо и навсегда уходили…

К 21-му веку в здании ДК Сысерти мы имеем для Школы современно оборудованные классы, комплекты инструментов, коллективы, немалый преподавательский штат, концерты, конкурсы и свою более чем 60-ти летнюю историю. Но своего здания у Школы теперь нет… И предвидится ли оно?...

ДШИ (Детская Школа Искусств) предусматривает обучение кроме музыки — живописи и танцу. И это ставит ее на новую ступень. Специализированных Музыкальных школ в системе образования осталось достаточно много, но ДШИ способна объединить под одной крышей большее число интересов учащихся и их родителей. Бывает, что музыка, живопись и танец под одной крышей начинают конкурировать меж собой и плохо, когда среди побежденных оказывается музыка.

Я продолжаю бывать в школе, поддерживая деловые и просто добрые отношения. Мне радостно встречать старых знакомых, моих коллег и друзей.

Александр Степанович Шаханин (31.08.1946 – 24.11.2015) - один из первых выпускников Сысертской музыкальной школы.

Он был призван в армию еще до моего появления в школе, а когда вернулся через пару лет, я уже её закончил. Вернувшись, он продолжил преподавательскую работу и очень удивился, узнав, что без него тут кто-то неведомый и прыткий успел не только окончить школу, но и поступить в музыкальное училище.

Во время дальнейшей моей учебы я нередко появлялся в школе, а затем начал и преподавать. Шаханин был рядом, я всегда чувствовал его плечо, уважительность и заинтересованность. Он от природы обладал высокой музыкальной культурой, чувством меры, хорошим вкусом и художественным чутьем, был человеком пытливым, свойским и надежным. Мы стали большими друзьями. Доверительность порой была беспредельна, самые большие секреты и чаяния были общими, мне хотелось с ним делиться радостью и печалью, он советовал мне, я как мог, советовал ему. Разумеется, в наших беседах преобладали музыкальные темы, однако, и «околомузыкальных» - было предостаточно.

Он был благодарным слушателем, был неистощимым собеседником. Он вдохновил меня на создание ряда произведений. Мне хотелось быть достойным его оценки и сделать такое, чтобы ему непременно понравилось. Ему нравилось или не нравилось, он высказывался откровенно, не прибегая к лести. Рассказывал о своих успехах – хор на Каменке, настольный теннис, рыбалка, велосипед, а в недавнем прошлом – охота, штанга, детские утренники, пионерские лагеря.

Успешной была в первую очередь его преподавательская работа: целое поколение баянистов сегодня продолжают его путь, и нынешний директор ДШИ Светлана Александровна Петерс - тоже его выпускница. Самозабвенно любил баян. А все мы – его самого.

Его безвременный уход стал настоящим потрясением. Невольно и сегодня сверяешь свои поступки с его оценкой, а в тех его приговорках-словечках звучит наше дорогое недавнее прошлое.


В настоящее время А. Бызов — профессор кафедры народных инструментов Уральской консерватории, ведет классы инструментовки, чтения партитур, ансамбля и, как всегда, много сочиняет.

Андрей Борисович Бызов сотрудничает с самыми разноплановыми музыкальными коллективами: оркестром народных инструментов Уральской консерватории, Государственным русским народным оркестром «Звезды Урала», Уральским трио баянистов, квартетом «Урал» (в его составе Андрей Борисович сам когда-то играл как баянист), Камерным оркестром «B-A-C-H», ансамблем народных инструментов «Ваталинка», дуэтами аккордеонов «Pаris-Moscou» (Франция) и « Duo Monte Carlo» (Монако), детскими музыкальными коллективами: детским хором ДМШ №12, хором гимназии № 35, ансамблем «Подсолнышки», в котором поют совсем маленькие дети.

И не забывает сысертскую ДШИ, где проводит мастер – классы для ансамблей народных инструментов. За что ему очень благодарны педагоги и их воспитанники.

По нашему мнению, такой известный музыкальный деятель международного уровня, который сочиняет произведения и по сказам нашего земляка писателя П.П. Бажова, вполне заслужил звания Почетный гражданин Сысертского района или СГО. Такие люди прославляют нашу малую родину!

Подготовил Олег Подкорытов

 

Назад


                                                                                                      Всего просмотров этой страницы: 624. Сегодня: 2

Смотрите также

Комментарии посетителей

Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!

 

Оставьте свой комментарий:


ФИО:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Введите код c картинки: