Полтора года выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан (ДРА) гвардии старший прапорщик Александр Шипунов. Командовал отдельным взводом из 39-ти мотострелков на трех бронетранспортерах, двух боевых машинах пехоты и 23-мм зенитной установкой ЗУ-23, установленной в кузове КАМАЗа. Главная задача: обеспечить прикрытие от нападения душманов (духов) наших солдат, которые вели ремонтные работы на трубопроводе, транспортирующем керосин из Термеза (СССР) до Баграма (ДРА) по горно-пустынной местности. Зона ответственности взвода – 90 км трубопровода. Здесь «духи» постоянно устраивали диверсии. И бывало, попав в засаду, ремонтники, облитые топливом, сгорали заживо. До боли в сердце было жаль этих безусых 18-20 летних ребят. Им бы жить и жить… А вместо этого – живой факел. Оставалось только мстить… Громить напавших «духов».
Часто приходилось сопровождать наши автоколонны с горючим, боеприпасами и провиантом. Это была война на дорогах. Враг минировал дорожную колею, устраивал засады в ущельях. Поджигал головную машину – колонна останавливалась, а с гор продолжали стрелять из гранатометов, пулеметов, поджигая бензовозы – горели горы и люди, облитые топливом…
Подвиг в огненном мешке
… Предгорье Гималаев. 3 ноября 1988 года. До пустыни Кара-Кумы оставалось несколько километров. И тут наша колонна попала под огонь «духов». Головная БМП была подбита и горела. Остальные машины медленно попятились по горной дороге назад. Еще несколько секунд – и «духи» обрушат всю огневую мощь на незащищенные бензовозы. И тогда…
Мгновенно оценив ситуацию, командир отдельного взвода прикрытия прапорщик Шипунов принимает решение отвлечь внимание врага от «наливников». Пускай даже ценой своей жизни. «Экипаж, к бою! Вперед!» Непрерывно ведя огонь из пулеметов и автоматов, БТР-80 «вылетает» на открытый горный пятачок рядом с подбитой БМП и принимает всю мощь огня «духов» на себя. Постоянно маневрируя, БТР не дает гранатометчикам «духов» произвести точный выстрел – гранаты рвут скалы рядом. А командир, не отрываясь от крупнокалиберного пулемета, успевает засекать огневые точки противника и передает по рации их координаты развернувшимся зенитчикам. БТР подбит. Боеприпасы кончились. Экипаж покидает машину. Шипунов, открыв бронированную дверку БТР, спрыгивает на землю – тут же пуля пробивает сиденье, на котором он только что сидел. Еще успел передать, где затаился снайпер, увидел, что зенитчики сработали четко. Взрыв мины – и тишина…
Пять часов продолжался бой в горном ущелье. Раненого и контуженного командира бойцы успели вывезти из огненного мешка на другом БТР. Очнулся на броне. Голова гудит. Из бедра торчит крупный осколок мины. Попросил водки… Обеззараживает ей рану, сам вырывает осколок из тела… В госпиталь ехать отказался, отлежался в своем кубрике. Подробности боя рассказали бойцы: колонна едва не погибла. Пока он вел бой, «духи» все-таки подожгли бензовоз. Минута промедления – и от взрыва топлива огонь перекинулся бы на остальные машины… Но не растерялся боец взвода Дмитрий Арнау. Успел запрыгнуть в машину и сбросить «КАМАЗ» в пропасть.
За этот подвиг прапорщик Шипунов представил бойца к медали «За отвагу». Но еще до нового года герой демобилизовался, так и не получив награду. Уже в Союзе через газету командир нашел своего бойца…
Пять, похожих на этот, боев выдержали шипуновцы. Более мелких (для них) боестолкновений было гораздо больше. И великая заслуга командира, что вернул матерям сыновей всех живыми. Лишь четверо получили ранения.
Сапер ошибается один раз…
Сам несколько раз был на волоске от смерти. «Батяня, батяня, батяня комбат, ты сердце не прятал за спины ребят», - это и о Шипунове. Раз в пустыне подорвались с водителем на мине. Взрывная волна выбросила из кабины «КАМАЗа». Отделались лишь легкими контузиями…
В другой раз спрыгнул с БТРа на землю и чудом увидел между ног мину. Не двигаясь, пригляделся – минное поле кругом. А за ним колонна. Тогда он в одиночку обезвредил почти 200 мин. Как известно, сапер ошибается один раз…
За боевые подвиги 10 его бойцов были награждены орденами «Красной Звезды», 18 – медалью «За отвагу»; 10 – медалью «За боевые заслуги». 10 воинов награждались неоднократно.
Война войной, но были и минуты отдыха. Три раза к ним в отдельный батальон приезжал Александр Розенбаум. После этих поездок он записал цикл «Черный тюльпан».
Был во взводе баянист-самоучка Сергей Кузик. Пел душевно, и бойцы вместе с ним.
Несмотря на постоянные обстрелы с гор, сделали баню с сауной. И парились в ней от души.
Вышли из Афгана 13 февраля 1989 года по Термезскому мосту. Но их вернули на два дня обратно за речку прикрывать выход последних частей 40-ой армии… Обошлось…
Миротворец
В 90-м старший прапорщик Шипунов перевелся в щелкунскую часть командиром взвода. Стали жить в Сысерти с женой Галиной и двумя дочерьми. Но мирная, спокойная жизнь не для Шипунова. Про таких говорят: человек-война. Он рвется туда, где опасность и риск, где погорячее. Пишет опять рапорты с просьбой откомандировать его в «горячую точку». И добивается своего: в июле 1997г. его направляют в составе миротворческих сил в зону конфликта в Абхазии - Грузии, охранять каскад водохранилищ в двадцатикилометровой зоне перемирия.
Как и в Афгане, служил бесстрашно. Выполняя задание на БТРе, опять подорвался на мине. Получил контузию. Через месяц снова в строй. И опять боевая служба.
Вот выписка из Приказа командующего КСПМ в зоне конфликта Абхазии, Грузии №13 от 23 января 1988г., г. Сухуми о поощрении старшего прапорщика Шипунова Александра Ивановича».
«Старший прапорщик Шипунов А.И. с 19.07.97г. проходил службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии. За это время показал себя грамотным, дисциплинированным и исполнительным прапорщиком. К исполнению своего долга относился с высокой ответственностью. С честью и достоинством выполнил Миротворческую миссию в зоне конфликта.
За образцовое выполнение воинского долга, за высокие показатели в служебной деятельности и примерную воинскую дисциплину при выполнении миротворческой миссии в зоне конфликта в Абхазии, Грузии, приказываю:
1. Старшего прапорщика Шипунова Александра Ивановича наградить Грамотой и представить к государственной награде: ордену «За военные заслуги». Вручить нагрудный знак «За выполнение Миротворческой Миссии».
2. Приказ довести до личного состава.
Командующий КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Грузии генерал-майор С. Коробко
Начальник ОШК КСПМ в зоне конфликта в Абхазии, Грузии генерал-майор Н.Сурядный».
Приказ есть, а награду Шипунов так и не получил и по сей день…
Раны и контузии сделали свое черное дело. Вернувшись на Урал, в апреле 1999 года по состоянию здоровья он был комиссован.
В СКК «Кадет» ребята брали с него пример!
Мог бы спокойно жить на военную пенсию. Ан нет. Почти 15 лет передавал свой богатый военный опыт молодежи – командовал ротой юных кадетов в СКК «Кадет» в Сысерти. Под его началом были 120 учеников 5-11 классов. Часто на уроках и в свободное от занятий время они просили рассказать своего наставника о войне. И опять возвращала память его в горячку боя, как сейчас, на Уроках мужества в школах, вновь заставляет пережить то, что останется с ним навсегда…
Олег ПОДКОРЫТОВ
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!