На Урале, как и во всей России, купечество формировалось из наиболее активных, предприимчивых, зажиточных мещан и крестьян, проявивших себя в сфере торговли и предпринимательства.
В 1869 году Иван Кесаревич Харитонов в Сысертском заводе основал гончарную мастерскую, где из глины делали латки, кринки, чашки, кружки, цветочные горшки, детские игрушки и свистульки.
Глина добывалась на берегу реки Сысерть и вдоль берега заводского пруда. Правда, бытует мнение, что еще отец Ивана Харитонова – Кесарь занимался производством гончарных изделий. Гончарка», владельцами которой до революции были Харитоновы, обеспечивала все окрестные села горшками, корчагами и прочей керамической утварью. Посуда украшалась рельефным орнаментом, в ее отделке использовались ангобы (обмазка) или цветные глазури, что было «присуще далеко не всем гончарным мастерам».
Изделия получались красивыми, но, к сожалению, тяжеловатыми. В Уральском торгово-промышленном адрес-календаре на 1914г. владельцем «гончарно-посудного» производства в «заводе Сысертскій» значится Харитонов Андрей Иванович, а в следующем году вместе с ним владельцем значится и его брат Петр.
Кроме того, в 1912-1913 годах у братьев Харитоновых числится еще и гончарно-изразцовое производство. А Петр Иванович Харитонов совместно с Печерских Александром Николаевичем в 1912-1914 гг. еще занимался и производством «огнеупорнаго кирпича».После революции многие промыслы вынуждены были свертываться. Но с объявлением декрета в 1921 году о кустарной промышленности и промысловой кооперации, промыслы начали оживать.
Для малодоходных промыслов, как, например, гончарный, стоимость самого патента на личное промысловое занятие имела значение. Кроме того, кустарям мешал запрет на «свободную» продажу своих изделий, поэтому им приходилось продавать свои изделия „из-под полы".
В Сысерти, на базе гончарной мастерской Харитонова, в 1928 году создана артель «Челюскинцы» по производству керамических изделий. Но вскоре Харитоновы стали относиться к категории «лишенцев».
Кто такие «лишенцы»? «Лишенцы» – отдельная категория лиц, лишенных гражданских прав. Избирательных прав лишались представители «старых» эксплуататорских классов, бывшие офицеры, полицейские и жандармы, духовенство; лица, использовавшие наемный труд и живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала), торговцы и посредники; душевнобольные и находящиеся под опекой, а также лица, совершившие уголовные преступления и подвергнутые политическим репрессиям... Значительную часть «лишенцев» составляли сельские жители. Лишение избирательных прав кормильца автоматически причисляло к "лишенцам" всех материально зависимых от него членов семьи. Лица, лишенные избирательных прав, не имели возможности занять любую должность, а также учиться в средних специальных или высших учебных заведений. Их ждала безработица, выселение из квартиры и города, лишение медицинской помощи, отчуждение друзей и сослуживцев.
Вот и у Харитоновых в 1920-е годы отобрали гончарную мастерскую, вынесли из дома почти всю домашнюю утварь, а затем отобрали и дом.
В Областном архиве Свердловской области хранится заявление от 6 декабря 1934 года Харитонова А.И. с просьбой «о восстановлении права голоса Харитонова Андрея Ивановича 73 лет, Дарью Алексеевну тоже 73 лет и нашу дочь больную 40 лет. Прошу поселковый Совет в просьбе удовлетворить». Неизвестно, была ли удовлетворена просьба Андрея Ивановича, скорей всего ему было отказано так же, как и его брату Петру.
В 1942 году сысертская артель «Челюскинцы» (бывшая «Гончарка» Харитоновых) стала называться «Промкооператор». Точной даты реорганизации артели не установлено, самая первая книга по учёту кадров начинается с 1942 года. Основным видом деятельности артели было производство гончарной посуды, роликов, художественной керамики, папье-маше.
С 1946 года в артели «Промкооператор» изготавливают гончарную посуду и игрушки из глины, папье-маше (в том числе новогодние маски), а также из гипса. «Стали осваивать художественную керамику из красной глины: чашки, кувшины и др.» Глину месили ногами в деревянных чанах, обжигали в кирпичных печах на дровах, глазуровали гончарной глазурь, все исходные материалы производились на месте. С 1952 года по инициативе Евгения Александровича Харитонова и Ивана Артемьевича Корюкова из местного сырья проводят опыты по производству фарфора. Освоив, начали изготавливать из фарфора статуэтки и посуду.
Родился Евгений Александрович Харитонов в Сысертском заводском поселке в 1909 году. Он принимал участие в советско-финской войне, был ранен. А в 1941 году был вновь призван на службу в Красную Армию, был тяжело ранен. После длительного лечения в госпиталях возвратился в Сысерть и работал гончарным мастером.
Из воспоминаний живописца Сысертского завода художественного фарфора Тамары Игоревны Ледковой: "Когда я пришла работать на «Керамику», там работал Харитонов Евгений Александрович. Он, когда месил глину, обязательно как-то так тихонько, ласково приговаривал: «…глинушка, моя, ты лечишь, греешь…». Евгений Александрович рассказывал, что раньше сам возил на подводе гончарные изделия в Ирбит на ярмарку".
В 1960 году и в Сысерти на базе артели «Промкооператор» был создан завод керамических изделий. Выпуск гончарных изделий прекратили и перешли на фарфор. В 1967 году для завода построили новый корпус, и предприятие начало выпуск элементов приборов для электропромышленности, посуду и статуэтки. В 1977 году завод получил новое название – Сысертский завод художественного фарфора. Потомки Харитоновых работали на заводе до конца 1990-х годов.
Ольга МАКАРОВА,
Сысертский краеведческий музей
На фото - Евгений Александрович Харитонов.
Фото из альбома семьи Харитоновых. Предоставил Евгений Владимирович Харитонов
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!