27 января - день рождения Павла Петровича Бажова. А это же наше всё!
В день 145-летия со дня рождения писателя публикуем интереснейшую статью Ольги Макаровой об истоках творчества знаменитого на весь мир сысертчанина.
Сказы Бажова буквально состоят из народного фольклора. Известно, что Павел Петрович Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки. Собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист.
Современники свидетельствуют, что Бажов свободно ориентировался в исторической литературе, а иногда в разговоре сообщал такие ценные сведения, каких невозможно найти ни в книгах, ни в архивных документах. Себя он называл литератором, «работающим на материалах уральской истории» ... Писатель и ученый Майя Никулина считает, что «Бажовские корни» искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдаленном – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Ушли в камень...
Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты (старое название «остяки», «югры», «угры»), ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена. Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В результате различных верований, «еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа.
Манси были первыми проводниками русских на Урале: по легенде, они и Ермака провели в Сибирь. Но когда на реке Чусовой русские стали строить заводы, вогулы, лишаясь своих угодий, уходили на север. Согласно народной метафорике уход с земли – это «уход под землю, гору, в камень». Впрочем, уход вогулов, «старых людей», считает писатель Алексей Иванов, даже более масштабен. Его можно уподобить уходу Чуди Белоглазой, похоронившей себя под землей. Таинственный подземный народ упоминается в Лаврентьевской летописи 1377 года. Когда русские переселенцы пришли на Урал, то порой слышали в горах то звон металла, то удары о камень, то звон колоколов, то какие-то голоса. Отсюда по Уралу пошли легенды о чуди, добывающей драгоценные камни и металлы в Горе.
Согласно поверьям, с незапамятных времен чудь избегает людского внимания. Для того чтобы свести к минимуму контакты с людьми, таинственный народ и перебрался на постоянное место жительства в подземное царство Уральских гор. В легендах об этом «племени фигурируют описания, как о людях невысокого роста, которые обитают в пещерах и глубоко под землей. Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могли приносить одним удачу, а другим – несчастье». Разве не напоминает это некоторые сюжеты бажовских сказов?
Хозяйка медной горы — из башкирского фольклора?
В сказах Бажова не только отразилась тяжёлая жизнь горняков, но и их понимание “земных чудес”, их мечты о других условиях жизни, мечты о вечной справедливости, которую олицетворяла для них Хозяйка Медной горы. Образ хозяина гор в горнорабочем фольклоре имеет различные варианты: Горный дух, Горный старец, Горный хозяин, Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горных недр. Сюжет о тайных знаниях – один из самых любимых молвой. А персона хранителя, несомненно, во все времена была почитаемой и вызывающей полное доверие. Так «условия Урала, Сибири и других мест, где рабочие жили в окружении суровой и дикой природы, привели к возрождению языческих верований», что и отразилось в местном фольклоре.
Фольклорными экспедициями на территории Башкортостана зафиксированы сотни преданий, устных рассказов с этими персонажами. Хозяйка подземных сокровищ в башкирском фольклоре заманивает к себе полюбившегося ей человека, посвящает его в тайны горных недр, покровительствует ему и пытается превратить в своего слугу, заставить забыть земные привязанности.
В охотничьих легендах, записанных фольклористкой Надеждой Дыренковой в Алтайском крае, также фигурирует Хозяйка горы.
Среди многочисленных духов, в которых верили, например, финны, выделялся целый мифический народец – маахисы ((«жители земли») – может отсюда и пошло имя Малахитницы?), маанвэки («земной народ»), мааналайсы («подземные»). Финны считали, что они похожи на людей, но безобразны, хотя могут иметь красивых дочерей. И верили в то, что Маахисы принимают вид ящерицы, горностая, кошки и других животных…
Малахитница является владелицей медных копей, хозяйкой самоцветов и всего подгорного мира, а это, по мнению фольклористов, делает ее повелительницей царства мертвых, а людей, пришедших к ней сквозь камень – покойниками. «Но согласно верованиям древних угров, она не только отбирала жизни, но и давала их».
Легендарная Золотая Баба
По версии многих современных ученых, «Хозяйка Медной горы — это легендарный идол Золотой Бабы, которой поклонялись с древнейших времен местные племена вогулов». В сказах Бажова прослеживается влияние картины мира древних финно-угорских племен, предков вогулов, живших на Урале задолго до появления русского населения, так как верховную богиню угров знали под разными именами: Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Сорни-Най и др. У коми-зырян – Зарни Ань. Нередко Зарни Ань отождествляют с известной по фольклору коми-зырян и коми-пермяков персонификацией зари – Зарань или Шондi ныв «дочерью солнца»». Вполне возможно, что предки приуральских народов действительно поклонялись солнечной Золотой бабе. Золотая баба – верховная богиня наделяла новорожденных людей душами, а угры верили, что души могут принимать облик жука или ящерицы. И вероятно, поэтому убивать ящериц в народе нередко считалось грехом. Угры считали, что «в ящерицу могла превратиться и сама богиня». Интересно, что «в мистических учениях, к которым принадлежит и шаманизм, с присущими ему тотемами, ящерица всегда упоминается как «спутник шамана». Сама по себе как тотем, она несет много разнообразных магических качеств, она – полезный тотем. Считается, что наиболее эффективен такой тотем для женщин». Кстати на Урале из всего многообразия видов (свыше 4300) ящериц обитают, только, три из них: живородящая, прыткая и веретеница ломкая (или медяница).
Славяне в Сибири
Считается, что в бассейне Иртыша и в южной части Урала, называвшегося в ту пору Славянскими горами, поселились минусинские славяне. Со временем жестокие войны и смешанные браки привели к тому, что славянская речь перестала звучать в этих местах. Одна только Золотая Баба хранила тайну исчезнувшего народа. Русские казаки, пришедшие с Ермаком, иногда встречали поселения, где жили высокие, голубоглазые, светловолосые очень красивые люди, разительно отличавшиеся от аборигенов-азиатов. Позднее, при дальнейшем продвижении русских на восток, тоже встречали таких представителей белой расы, говоривших на русском языке. В одном из своих первых рассказов "Дорогое имечко" и Бажов пишет о высоком, красивом народе, живущем в горах. "Народ этот безразличен к золоту, не знает корысти и при появлении других людей в местах их обитания уходит в гору тайными подземными путями." Например, Ломоносов считал, что «чудь белоглазая – те же русские, только старожилы лесной зоны, пришедшие с севера».
Майя Никулина, анализируя образ «Бажовской Хозяйки» пишет, что она «встает из темноты Тартара и Аида в малахитовом платье и русском кокошнике и ее величественное поведение спокойно увязывается с русскими обычаями и поверьями: гостя встречает, угощает по русскому обычаю…».
В своих изысканиях другой ученый — Владимир Петрухин - делает вывод, что «славяне, встретившиеся с финно-угорскими племенами на севере Восточной Европы, довольно быстро познакомились с их «чудскими» верованиями и богами. Эта встреча двух культур привела к взаимодействию разных традиций, так что зачастую бывает непросто отделить в фольклоре исконно «чудские» черты от исконно славянских».
В связи с этим можно предположить, что в образе «Хозяйки» переплелись отголоски легенд о древних богинях славян, которые русские люди, пришедшие на Урал, принесли с собой, и преданий о верховной богине финно-угорских племен, а также о башкирской хозяйке подземных кладовых, которые они услышали у коренного населения…
Ольга МАКАРОВА,
сысертский краеведческий музей
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!