В борьбе против мусорного полигона принимает участие много неравнодушных людей. Интересно, что за экологию Сысертского района борются в том числе и люди, которые здесь не живут.
Никита Соловьев – руководитель фонда «Зеленый Урал» стал, пожалуй, первым из общественных организаций, кто услышал местных жителей и начал действовать. Были написаны обращения и в Минприроды, и в Россельхознадзор. В результате сейчас на земли, которые планировалось отдать под мусорный полигон, сейчас наложено ограничение по переводу в другую категорию.
Мы встретились с Никитой и поговорили о том, почему для него важна экология Сысертского района, а также какие, кроме полигона, проблемы у нас он видит.
- Никита, скажите, пожалуйста, что такое «Зеленый Урал», чем он занимается?
- «Зеленый Урал» – фонд, некоммерческая организация, которая была учреждена мною для достижения целей по охране окружающей среды и реализации природоохранных проектов. Мы также проводим мониторинг по соблюдению природоохранного законодательства. Несмотря на название, работаем не только по Свердловской области, но и на территории всей РФ. Это и Республика Удмуртия, и Республика Бурятия, Пермский край, Оренбургская область.
- Сколько человек трудится в фонде?
- Целая команда, суммарно в зависимости от сезона и задач - от 15 до 30 человек. Сейчас мы входим в весеннее-летний период, поэтому число занятых сотрудников будет увеличено. Это и экологи, и инженеры-экологи, и юристы. Все, что связано с юридическим и экологическим направлением.
- Какие еще экологические проблемы в Сысертском районе вы для себя отметили?
- Озеро Щелкунское. Оно мелеет, начинает заболачиваться, может прекратить свое существование в течение 10-15 лет, если сейчас не принять действенных мер. С местными жителями мы выезжали в парк «Бажовские места». Там идет река, которая питает озеро Боевское. В свою очередь Боевское служит источником для озера Щелкунского. Какие-то негодяи там засыпали речку. Поступление воды уменьшилось кратно. Поэтому страдает и Боевское, и Щелкунское озера. Сейчас мною были направлены обращения и в Минприроды, в прокуратуру, просим разобраться. Плюс по Щелкунскому озеру в прошлом году проводился экологический мониторинг, сейчас запросил этот мониторинг у Минприроды, чтобы его изучить и посмотреть, какие меры нужно принимать, как взаимодействовать с министерством, чтобы результат был достигнут.
- В соцсетях вы говорите о вреде порубочных остатков, которые бросают в лесу лесозаготовители.
- Сысертский район – лесозаготовительный.
- К сожалению…
- Ну не скажу, что к сожалению. Лесная экосистема построена так, что, когда само бревно вызревает, то его необходимо вырубать. Если с ним ничего не делать, оно будет гнить, его начнут есть паразиты, перекинутся на основной массив: лес может быть просто съеден паразитами, превратится в труху. Его необходимо заготавливать. Мы посмотрели с группой местных жителей как идет лесозаготовление, есть ли соответствующая документация у людей на месте, но там не удалось выяснить, поэтому мы отобрали координаты, кварталы, выделы лесосек, направили запросы в прокуратуру и Минприроды. По порубочным остаткам – это когда лес заготавливают, есть верхушка дерева. Эти ветки считаются некондицией у лесозаготовителя. Как правило, они ее оставляют в лесу. Она гниет, превращается в труху, а дальше становится пороховой бочкой. В летний сезон она загорается и начинается распространение как низового, так и верхового пожаров. Поэтому сейчас поработаем по этому вопросу, чтобы порубочные остатки убирали, утилизировали, чтобы в лесу они не оставались.
- У нас зачастую таких сухих веток много ив населенных пунктах…
- Есть еще такая проблема как благоустройство малых населенных пунктов. Например, село Щелкун: там прекраснейшее озеро, но нет набережной, береговая линия заросшая, в мусоре, эту ситуацию надо исправлять как активистам, так и нам, также работать с властями.
- Что скажете по поводу парка «Бажовские места»?
- В парке «Бажовские места» необходимо дальнейшее развитие экологических троп. На уже существующие идет большая нагрузка, необходимо их увеличение, местами реконструкция. Также в парке должно быть должное отношение к охраняемым местам. Тем не менее, по «Бажовским местам» ездят квадроциклы, снегоходы, это целый комплекс проблем, которые надо решать в диалоге с местными жителями, властями, Минприроды. Сейчас поэтапно составляю себе карту тех проблем, которые существуют, постепенно шаг за шагом начнем заниматься.
- А чем уже начали заниматься?
- Озером Щелкун, озером Боевское; всем, что связано с лесозаготовкой. Также ко мне обращались жители деревни Андреевка, у них проблема с водой, там есть водонасосная станция, от которой идет выход к колонкам, трубы перемерзли. Проблему постараемся решить. Понятно, что сейчас весна, и все оттает, но чтобы входить в следующий сезон подготовленными, нужно решать сейчас.
- Чем решился вопрос в Октябрьском?
- В Октябрьском 5 тысяч га обрабатывается совхозом «Бородулинское». Предполагалось внести изменения в генеральный план, который недавно жители отклонили. Хотели совхоз этот убрать, построить на этом месте два коттеджных поселка. Написано заявление в прокуратуру, ФСБ, промежуточные ответы даны. На данный момент сообщают о продлении сроков проверок.
- Давайте затронем на сегодняшний день самую важную проблему в экологическом плане: планируемое строительство полигона.
- В истории, связанной с полигоном, я первым из общественных организаций написал обращение, стал первым, кто подсветил кто владелец земли. У нас Сысертский район исторически развивался по двум направлениям. Это туризм и сельское хозяйство. Появление мусорного полигона отразится очень негативно на экологии района. Во-первых, участки, на которых собираются построить, окружены сельскохозяйственными землями, которые сейчас обрабатываются, где выращиваются культуры, пасутся животные. И появление этого объекта по обработке твердых коммунальных отходов будет оказывать негативное влияние. Вряд ли фермеры продолжат здесь работать. Да и местные жители свернут свои подворья.
Также нужно понимать, что у нас есть верхние и нижние водоносные слои. У многих скважины. Все стоки уходят вниз, полигон будет отравлять воду.
Когда делают сам полигон для приемника хвостов, делают котлован, так называемый картоприемник, он может нарушать верхние водоносные слои, произойдет нарушение водоток, нарушение нижних водоносных слоев, это все может привести к тому, что вода у местных жителей полностью пропадет. Ну и как следствие - перестанут питаться ключами озера – Боевское, Щелкунское и близлежащие реки. Исчезнет вода – будут брошены сельскохозяйственные объекты.
- Также ваш фонд занимается помощью в тушении пожаров. Как вы считаете, в этом году регион готов к пожароопасному сезону?
- Встречался с министром природных ресурсов и экологии, обсуждал этот вопрос, регион готовится. Ту работу, которую они проводят, можно увидеть сейчас, элементарно выехав в лес, посмотреть. Это перепашка, создание минерализованных полос, обучение сотрудников авиалесоохраны, подготовка техники. Основная проблема Свердловской области была в отсутствии техники, которая может проехать в труднодоступные места. Сейчас техника закуплена, пожарные обучены, выдано необходимое обмундирование, выданы ранцевые огнетушители, ведется подготовка непосредственно в лесных массивах. Со сходом снега мы увидим, как ведется работа по опахиванию лесного фонда полей. Чтобы не перекидывалось в поля и жилые дома. Сейчас ведется подготовка и дополнительное обучение добровольцев авиалесоохраны.
- Вы сами участвовали в тушении лесных пожаров?
- На протяжении четырех последних сезонов выезжаю как со своими добровольцами, так и самостоятельно. В прошлом году много времени провел в лесах. Первый раз пришел неподготовленный, чуть не сгорел.
- Почему вы занимаетесь вопросами экологии?
- Всю жизнь был в спорте, я мастер спорта по футболу, играл в том числе за московский «Спартак», юношескую сборную в России, закончил из-за травм и стал думать, чем бы мне заняться. У меня в семье с детства выезжали на природу, ходили в горы, всегда участвовали в субботниках. Мне близка экология, с детства прививали любовь к природе, меня к ней тянет, принял решение заниматься ей. Экология – это наука, но никакая наука не будет работать без юриспруденции. Если ты знаешь законы, как привлекать нарушителей к ответственности, то будет польза.
- Спасибо за интересную беседу.
Подготовила Наталья ЯРИНА
Комментариев пока нет. Вы можете быть первым!