В качестве намека на будущее дружеское застолье, мне была вручена баранья нога.
Нога была изящная, скорее всего передняя, долго ожидавшая своей участи в холодильнике, но все-таки это была баранья нога! Воображение тут же стало рисовать живописные натюрморты с данным продуктом. Как человек, прежде много читавший, а теперь, в силу возрастных особенностей, перечитывающий, я сразу стала перебирать в памяти упоминания о блюдах из баранины у любимых авторов, и пришла к выводу, что продукт этот очень популярен. Вспомним Собакевича, который потчевал Чичикова «бараньим боком», героев Мопассана, кушающих «бараньи котлетки» почти в каждом его произведении, а мои любимые Форсайты с «седлом барашка», подаваемым ко всякому семейному обеду.
Голсуорси, устами старшего поколения Форсайтов, наделял это блюдо философским смыслом, считая его основой существования целостности семьи и её традиций. Трое в лодке вместе со своей чудесной собакой «из остатков варёной говядины» и всяких других найденных продуктов со знанием вопроса готовили «баранье рагу по-ирландски». Но сегодня хочу вспомнить мою очень любимую в детстве и юности книгу Валентина Петровича Катаева «Хуторок в степи». К слову сказать, Валентин Петрович, наверное, был гурманом – он очень вкусно и образно рассказывает о еде. «Очутившись в Пирее, в узких портовых улицах… они решились зайти в кофейню. Здесь было не так жарко, как на улице, пахло кипящим кофе, анисом, жареной бараниной и ещё чем-то пряным, овощным и до такой степени вкусным, что у проголодавшихся мальчиков потекли слюнки. Маленькая усатая гречанка, вся в чёрном, толстенькая и добрая, вытерла кухонным полотенцем мраморный столик и поставила рагу из баранины с греческим соусом.
Только теперь семейство Бачей поняло, что можно приготовить из небольшого количества баклажанов, красных помидоров, зеленого перца, петрушки и настоящего оливкового масла». Всё сходится: и гречанка и рецепт! Буду готовить это.
Первым делом я обрезала мясо с кости, убрав небольшое количество лишнего жира, и порезала его совсем небольшими кусочками. Взвесив мясо, (его оказалось 800г) я взяла на это количество:
- 2 большие луковицы,
- 2 баклажана,
- 4 сладких перца,
- 4-5 помидоров,
- оливковое масло, соль, перец, приправы, немного сухого вина, чеснок, зелень.
Так как мясо у меня подвергалось долгой тепловой обработке, я не срезала с него все жилки – они прекрасно размягчаются. Для приготовления этого блюда нужна посуда с толстым дном (глубокая сковорода, сотейник, казанок). Если у вас нет такой, остановитесь и подберите для себя какой-нибудь другой рецепт. Складываем мясо в посуду, в которой оно будет готовиться, солим, перчим, поливаем маслом и рукой тщательно перемешиваем.
Тут же добавляем нарезанный полукольцами лук и ставим посуду, прикрыв её крышкой, на очень тихий огонь. Мясо и лук пустят сок, в нём же будут томиться. Наша задача – посматривать и не прозевать, когда сок выпарится. Когда это произойдет, и мясо станет обжариваться, нужно его перемешать и влить вино (уточняю: в мясо). Стакана вполне достаточно. Совсем необязательно покупать вино специально для этого. Вполне подойдет оставшееся от прошлого праздника, вовремя и заботливо спрятанное в холодильник. Очень хороши для этих целей небольшие сувенирные бутылочки. Мясо будет тушиться в вине долго, пока не станет мягким. По ходу испарения жидкости будем подливать водичку.
Общее время приготовления блюда 1,5-2 часа. Когда мясо станет мягким, добавим рубленую зелень и чеснок, перемешаем и тут же кормим страждущих ( баранина не ждет – очень быстро остывает!). В качестве зелёного дополнения подойдут петрушка или кинза. Укроп – неуместен. Пока готовится баранина, займемся овощами. Их нужно вымыть, очистить, крупно порезать, посолить, посыпать итальянскими травками, выложить на смазанный маслом лист фольги, которым застелили противень, полить оливковым маслом и запечь в духовке при температуре 200 градусов до мягкости. Можно подать, смешав с мясом, а можно выставить противень с овощами в центре стола – пусть каждый положит, сколько хочет.
«Пока они, нацепив на железные вилки кусочки хлеба, начисто вытирали с тарелок остатки янтарного соуса, добрая гречанка с грустной материнской нежностью гладила Павлика по голове смуглой рукой с печатным афонским колечком и всё время говорила по-русски: кушай, мальчик, кушай!»
С гречанкой, это конечно перебор. А так всё сходится – тарелки были чистыми. Был чудесный, вкусный дружеский ужин.
Приятного аппетита!